Куда стремиться, он вообще-то хорошо знает, ибо идет этой дорогой уже в шестой раз. К тому же и витязь он непростой – речь идет о VI Международном кинофоруме славянских и православных народов “Золотой Витязь”. Пройдя путь длиною в пять лет, он и сейчас, как в первый раз, уперся все в тот же камень преткновения: “Где взять деньги?”. Поддержанный несколькими президентами, шестью патриархами, крупнейшими деятелями культуры стран славянского и православного мира, благословленный святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, он каждый раз мыкается в поисках места и средств. В итоге всегда их находит и все кончается благополучно, в чем президент фестиваля, известный актер и кинорежиссер Николай Бурляев усматривает “промысел Божий”. “Но так трудно, как в этом году, – говорит он, – не было еще никогда”.
Казалось бы, период становления уже позади. В прошлом году в Минске фестиваль продемонстрировал свою зрелость: он собрал 196 картин и 300 участников из 22 стран. Его поддержали Ельцин и Лукашенко, выделив необходимые средства. Разовые. Фестиваль кончился, а чтобы провести новый, его организаторы вновь пошли с шапкой по кругу.
– Так будет всегда, – считают Николай Бурляев и генеральный директор “Золотого Витязя” Татьяна Варская, – пока фестиваль не приобретет своего твердого статуса. Статуса государственного.
Основательны ли эти надежды? Вполне. Новая Россия сейчас в поисках идеологии – новой или хотя бы какой-то вообще – без этого духовного стержня у страны нет будущего. Поиски обратились к России дореволюционной, забредая подчас в Русь допетровскую. В ходу и “Русь святая”, и “русская идея”, и старое триединство “православие, самодержавие, народность”. И если самодержавие само по себе теперь уже мало кого волнует, то такие понятия, как “вера”, “Отечество”, “духовность”, находят отклик у многих.
Девиз “Золотого Витязя” – “За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека” – показывает его устремления в этом направлении. Не потому ли так сразу он приобрел симпатии и встретил широкую поддержку самых разных общественных кругов? Когда мир, экран, средства массовой информации захлестывают волны насилия и жестокости, сочится пропаганда низменного, людям особенно необходимы поддержка и моральная опора. Нужна надежда.
Николай Бурляев со товарищи поняли это давно и свой выбор сделали. Основной их целью является возрождение традиционных для славянской культуры ценностей: “укрепление межславянского, христианского единства и согласия, утверждение позитивных начал бытия, высоких идеалов добра; оздоровление нравственного состояния современного кинематографа; посильное служение исполнению Промысла Божия на земле”.
770 кинокартин было показано за эти годы на конкурсном экране фестиваля. Многие из них награждены Золотыми, Серебряными и Бронзовыми Витязями – главными призами фестиваля. Ряду известных кинематографистов и деятелей культуры вручены специальные премии имени С.Ф.Бондарчука “За выдающийся вклад в славянский кинематограф”. Среди них – Тамара Макарова, Стефания Станюта, Валентин Распутин, Богдан Ступка, Юрий Ильенко, Леонид Филатов и др.
В то же время организаторы “Золотого Витязя” не устают подчеркивать, что не считают себя узкоконфессиональным, соборным движением, его двери открыты для всех “подлинных кинохудожников, чьи творения несут людям свет Истины, умиротворение сердец и возвышение души”. На фестивале участвовали и были отмечены работы литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса, израильского актера Иосифа Полака, английского мультипликатора Пола Буша, документалистки из Казахстана Эльзы Дильмухамедовой.
“Главное достижение “Золотого Витязя” в том, – говорит украинский кинорежиссер Юрий Ильенко, – что он заградил дорогу на свой экран пошлости”. “Это один из немногих фестивалей, – вторит ему актер Александр Михайлов, – который не подвластен коммерции, где не довлеет “золотой телец”. Это единственный в мире фестиваль, где в основе лежит духовная тема”.
Сторонники “Золотого Витязя” убеждены: он должен стать (и обязательно станет) основным кинофорумом страны. Его главным попечением являются российский кинематограф и духовное здоровье нации, он сознательно ставит себя на службу государству. Власти пока хоть и медленно, но делают шаги навстречу. Недавно правительство приняло постановление о государственной поддержке российского кинематографа в 1997 году. Предусмотрены средства и на фестивальные программы. “Золотой Витязь” в перечне фестивалей стоит второй строкой. На первой – XX Московский международный, забирая средств больше, чем все остальные российские кинофестивали, вместе взятые.
Выделенные “Золотому Витязю” государственные средства едва ли покроют треть его затрат. И не похоже, что он получит их в срок – государство в поисках денег само шарит по сусекам. Придется вновь изворачиваться, потому что традиционно фестиваль открывается 24 мая – в день равноапостольных Кирилла и Мефодия, знаменующий начало Праздника славянской письменности и культуры. Кинофорум же задуман как центральное событие праздника.
“Витязю” не впервой справляться с препятствиями. Думается, что и на этот раз он с честью их преодолеет и предстанет во всем блеске, как задумано, в назначенный день на сцене Государственного Кремлевского Дворца…
Ярослав ЯРОПОЛОВ.