Представьте себе, что, переключая телевизор с одного канала на другой, вы, к удивлению своему, обнаруживаете на экране женщин, которые до странности похожи друг на друга. Одна улыбающаяся мордашка сменяет другую, а голос за кадром вещает относительно каждой из них: “Новая звезда российской эстрады! Неповторимая, самая очаровательная, суперсексуальная…” – и далее: по первому каналу – “Ирина Салтыкова!”, по второму – “Каролина!”, по третьему – “Натали!”
Короткие платья, белокурые волосы, алые губы, пышные груди, по-детски широко распахнутые невинные глаза… И вот уже продажный журналист строчит: “Вызывающий имидж певицы, ее откровенная сексуальность, притягательность и загадочность делают такую-то прообразом Мерилин Монро на российской эстраде…” и подставляет в давно готовый образец панегирика.
Меня спросили, чем таким отличается Ирина Салтыкова от Натальи Ветлицкой, чтобы считать себя явлением в высшей степени самобытным. Я ответила: отличается только именем. А чем еще? Шоу-биз отечественный, даром что больной и пребывающий перманентно в состоянии агонии, именуемой творческим поиском, состроил еще одну гримасу и выплюнул на конвейер плохо отштампованных с западных образцов сладких девочек с ликом мультипликационных персонажей. Ставшие уже хрестоматийными (не по значимости, конечно, а по возрасту) Лика, дуэт “Полиция нравов”, Маша Распутина да и “новорожденные” певицы: Лариса Черникова, Наталья Штурм, группа “Блестящие” и иже с ними – вот ряд секс-символов отечественной поп-сцены. Нынче мода на секс-идеал, на образ сильной, независимой, раскрепощенной, деловой красавицы, какой стремятся быть женщины и которой стремятся обладать мужчины. Только сексуальность – это то, чем ни одна из перечисленных выше поп-див, к сожалению, не обладает. И нетрудно понять, почему. Если даже взять такое узкое понимание сексуальности, как способность возбуждать у противоположного пола определенного рода желания. Скажите, разве мужчина бросается к экрану, дрожа от страсти, как только увидит отчаянные прыжки Черниковой, кукольные гримаски Каролины (вкупе с писклявым вокалом) или не самые изящные формы Натальи Штурм? Но, может быть, мы слишком несправедливы к милым девушкам? Давайте посмотрим, чем же они радуют наш глаз и слух?
Начать стоит с самой удачной пародии нынешнего сезона – пародии Тани Булановой на самое себя, выразившейся в смене имиджа и, более того, неожиданной претензией Тани на звание секс-символа, что и проиллюстрировал клип на песню “Ясный мой свет”. Таня выступает перед нами в новом амплуа – игривой девицы с сеновала, забыв о том, что укороченная длина юбки и углубленное декольте не сделают секс-символом того, кому по определению противопоказан этот имидж. Репертуар не тот. Да и слишком сильны еще впечатления от “Тани-плакальщицы”. Совершенно закономерно превращение Анжелики Варум из девочки (не без тайных пороков!) в агрессивную даму авантюрного склада ума, но видеть пытающуюся подвизаться на этой же стезе Буланову – символ вечно несчастной русской женщины – по меньшей мере странно. И поэтому вывод: сейчас имидж Тани находится где-то на грани между образом игривой девочки и откровенным стебом над образом извечной русской страдалицы.
Наталья Штурм вовсю атакует телеэкраны и страницы популярных журналов. Обнажаются все возможные части тела, даже если репертуар к этому не обязывает. Демонстрируется огромное количество розовой кожи. Но непонятно, чего Наталья хочет этим добиться? Мы все, я думаю, догадываемся, что у Штурм, как и у всякой женщины, есть грудь, талия, бедра и другие части тела. Скажем мягко, они не соответствуют параметрам 90 – 60 – 90, но тем не менее вываливаются певицей на обложку эротического журнала. Зачем? Я думаю, это дань коллегиальности. Посмотрев на Наталью, зритель безусловно признает, что Лада Дэнс в сексуальном отношении привлекательнее.
К сожалению, вместо того чтобы придумать нечто самобытное, певицы пошли по пути наименьшего сопротивления и предпочли копировать порнозвезду Чиччолину. Попытка смены имиджа Лады Дэнс, представшей нам совсем иной после клипа на песню “День рождения”, закончилась фиаско. Кажется, певица просто не доросла до чего-то более глубокого и серьезного, нежели демонстрация обнаженных частей.
В начале сценической карьеры Каролина предпочитала темные вуали и длинные платья, но имидж Мерилин Монро оказался певице не по зубам, и скоро порочная тяга к обнажению затянула ее в круг Лики, Ники, Лады и прочих жниц секс-нивы. В отличие от своего идеала Каролина не имеет ни толики актерского таланта и не потянет ни на роль Мерилин, ни на роль сошедшей на сцену с танц-пола “кислотной” девочки.
Диана в глазах обывателя сливается с Каролиной в один белокурый и яркогубый образ крикливой девицы. На самом-то деле предполагается, что Диана обладает обаянием, шармом, оригинальным имиджем и особой манерой исполнения. Вполне возможно, только певице следовало бы перенести все это на экран. Привычка растягивать слова при пении сближает Диану с сестрами Зайцевыми, а манера двигаться – с Черниковой.
Последняя не отстает от веяний моды и активно пропагандирует образ юной посетительницы ночных дискотек. Однако возраст Ларисы не позволяет ей стать кумиром молодежи, а манера одеваться отталкивает потенциальных подражательниц – прогрессивно настроенные девушки предпочитают не короткие платья и “шпильки”, а “платформу” и джинсы. К тому же обладающая не совсем изящными формами тела Лариса просто изначально обречена на неудачу на пути к обладанию званием полноправного секс-символа.
И самые, как ни странно, большие шансы на этой стезе имеет группа “Блестящие”. Эти четыре девушки действительно знают, чем увлечь молодежь, ибо сами к ней принадлежат. Это не “старые” Распутина или Лика. Они знают, что надеть, как повернуться и как улыбнуться. Только есть одно сомнение: чем плоха в роли секс-символа та же “тусовщица” Лера, ведущая “Партийной Зоны”? Не стоит ждать от “Блестящих” творческих изысков – певицы жестко скованы рамками молодежной моды. Моды не только в стиле одежды, но и в манере вести себя. Им противопоказан эпатаж типа фотографий Лады Дэнс в обнаженном виде и, наоборот, переход к “серьезному” творчеству (это будет воспринято так же, как исполнение Натали песни “Звезда по имени Солнце”). Однако, пока российская копия “Spice Girls” продолжает наступление и отодвигает на второй план “устаревших” секс-див. Когда изменятся вкусы молодежи, их время пройдет. В заключение же стоит сказать, что, видимо, скоро на душу населения будет приходиться хотя бы по одному секс-символу, ибо число их будет увеличиваться пропорционально с вложенными в шоу-индустрию средствами, а не в соответствии с вашими вкусами, дорогие мои читатели.
Юля САНВЕР (журфак МГУ).
Фото из российских эротических изданий.