ВМЕСТЕ У ТЕЛЕВИЗОРА

ПРИКОВАННЫЙ К ГАЛЕРЕ… БЫК

На факультете журналистики, где я учился давным-давно, нам неустанно втемяшивали ленинское: газета должна быть не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором. Разумеется, никому, и мне в том числе, неохота было тогда задуматься вот над чем: уж не дурак был Ленин, чтобы считать свою формулу универсальной. Уж, наверное, он имел в виду конкретную газету – “Искру” – в конкретных обстоятельствах – при создании и укреплении его дьявольской партии.

Ну а в чем же тогда предназначение газеты или, если по нынешним временам сказать, средств массовой информации? Не берусь давать исчерпывающее определение, но убежден в том, что едва ли не главная цель СМИ – чутко прислушиваться к общественному мнению, реагируя на каждое изменение, и пытаться влиять на него. Поскольку отечественному российскому общественному мнению от роду-то всего ничего, какие-нибудь несколько лет, СМИ сплошь и рядом до понимания этого высокого предназначения не дошли, не поднялись. То исключительно информируют, то пытаются выступить в качестве “скорой помощи” в том или ином вопросе, то стремятся только влиять на общественное мнение (зачастую в угоду тем или иным группам населения или отдельным людям), а то, случается, и вовсе цинично выполняют щедро оплаченный заказ.

Столь затянутая “запевка” понадобилась мне, чтобы стало понятно приятное удивление, какое испытал, начав регулярно смотреть по утрам “Час быка” с Андреем Черкизовым*.

Принцип передачи прост. В прямом эфире Черкизов и приглашенный им собеседник обсуждают какую-нибудь точно и внятно сформулированную проблему, как правило, взяв за отправную точку происшедшее накануне событие. Чаще всего собеседником является известный журналист. Но случаются и исключения: малоизвестный журналист, скажем, из Башкирии или вовсе не журналист, а, допустим, ректор вуза. В беседе помимо прочего подкупают две характерные особенности. Во-первых, тема, повторяю, четко очерчена, стало быть, “шаг влево, шаг вправо” рассматриваются как побег от заявленной темы и пресекаются самими собеседниками решительно. Во-вторых, краткость: всего десять минут! Невероятно, но при этом не возникает суетливости, спешки, нервического ощущения цейтнота. Это уже проявление мастеровитости.

Ну а в конце зрителю задается лаконичный, не допускающий двоякого толкования вопрос и сообщается телефон, по которому можно позвонить и ответить – так или этак.

На звонки отводится сорок минут. Обычно, как я заметил, успевают дозвониться тридцать-сорок-пятьдесят человек. В основном, понятное дело, москвичи, хотя регулярно встречаются ответы и из провинции, иной раз далекой от столицы.

Наконец, во второй части (она тоже длится не более десяти минут) те же собеседники, сообщив расклад мнений по заявленной проблеме, мягко (или точнее сказать – неназойливо) прокомментируют этот расклад, попытаются объяснить его. Отнюдь не обязательно согласятся с большинством.

Ведь вот что получается в конечном счете. В предельно сжатые сроки (двадцать минут эфирного времени и сорок минут на прием звонков) Черкизов успевает хотя бы примерно выяснить общественное мнение по той или иной проблеме и, тут же на него среагировав, хотя бы чуть-чуть повлиять на это самое общественное мнение. Браво!

Не собираюсь скрывать, что к прежним работам Андрея Черкизова (особенно к его радиокомментариям) относился более чем сдержанно. Теперь принужден в корне пересмотреть свою оценку. Что особенно подкупает, так это живая, человеческая (лучшего слова подобрать не смог) ткань передачи. Удачное слово, неожиданное сравнение, уместное напоминание, актуальная цитата, остроумная шутка, колкое возражение… Все это делает важную передачу интересной. Вот в чем штука! Важных передач на нашем телевидении хоть отбавляй. Увы, довольно быстро они перестают быть интересными, поскольку, извините за каламбур, становятся слишком важными. Важничанье, надувание щек, стремление дать понять телезрителю, что ведущий знает намного больше, чем говорит, попытки корчить из себя людей, делающих ба-альшущую политику – это убивает интересность. Несовместимо с ней.

Кстати, в одной из недавних передач Черкизов рассказал о том, как многие из коллег-журналистов обижаются, если не попадают в составляемые социологами списки наиболее заметных и влиятельных политиков; очень забавно. В другой как бы мимоходом вспомнил о том, что при правительстве, которое возглавлял Егор Гайдар, несмотря на тяжелейшую ситуацию, зарплату выдавали в срок; сразу как-то неожиданно высветилась эта острейшаая сегодня проблема. А однажды не пожалел эфирного времени на цитирование двух нелепых звонков. Речь тогда шла о такой проблеме: “равное избирательное право или имущественный ценз?” Так вот, один из телезрителей сказал в трубку: “Я долго дозванивался до вас. Знайте, я не хочу отвечать на ваш вопрос”, другой же брякнул: “Я русский, а не еврей!..”

Еще раз подчеркну, что и Черкизов, и его собеседники зачастую бывают не согласны со зрителями, но и от них не требуют (а пожалуй что, и не ждут) обязательного согласия. Именно такой тон, такая установка придают “Часу быка” доверительный характер, ибо нет никакого смысла обманывать друг друга. Мне кажется, что и собеседникам Черкизова легко работать с ним в прямом эфире – исчезает понятная скованность, перестаешь следить за собой и концентрируешься на теме. Похоже, им тоже становится интересно.

Да, на мой взгляд, Андрей Черкизов потчует утреннего телезрителя отменной передачей. И я бы даже по-журналистски завидовал ему. Несомненно, завидовал бы, кабы не представлял, какая каторжная это работа. Ежедневный выход в прямой эфир с актуальной темой и без права снизить заданный с первых передач уровень – это галера, рассчитанная на двух гребцов: один сменяемый, взмахивающий веслами весело, в охотку… пока не устал, другой же – Андрей Черкизов – прикованный.

Заметил ли я хоть какие-нибудь недостатки передачи, огрехи ведущего? Да. Почему же ни словечком не обмолвился об этом, рецензируя “Час быка”? Потому что, видя, с какой завидной скоростью режет воду упомянутая галера, не считаю себя вправе делать замечания по поводу, скажем, неэстетичной позы гребца.

Леонид ГВОЗДЕВ.

*НТВ, 8.10 и 9.25 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ОРЛАНДО, В 11.30, ТЫ ПОСМОТРЕЛА В ОКНО
ЛЮБОВЬ – ЭМОЦИЯ ДЛЯ КРУТЫХ МУЖИКОВ, А НЕ ДЛЯ ИНФУЗОРИЙ-ТУФЕЛЕК
СТАШЕВСКИЙ СТРАСТНО ВЫЯСНЯЕТ В ТРЕХ НОВЫХ КИНОРОЛИКАХ, ЛЮБЯТ ЕГО ИЛИ КАК
ФОКУС АГУРЬЯНОВОЙ: ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗОР ПЛЮС ЧУВСТВО ЮМОРА
ТОЛСТОКОЖЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ ТАКОВЫМ ЛИШЬ ПО СЛУХАМ: НА ПОВЕРКУ ОНО ГИБКОЕ И ПЫТЛИВОЕ
VIP
НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ “ЗОЛОТАЯ МАСКА”
РЕЗЮМЕ (СУМБУРНОЕ)
САМАНТА ФОКС В “МИРАЖЕ”
ЧТО ТАКОЕ “UP & DOWN”?
ЕЕ ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! – ИРИНА ЕПИФАНОВА
…И СОЛНЦЕМ РАДОСТНЫМ ВЕСНА
Выходные
ГРУППА “JOY” И ИСПАНСКИЕ РИТМЫ В “MANHATTAN-EXPRESS”
БУДУЩИЙ МЕНДЕЛЕЕВ СИДИТ ЗА СОСЕДНЕЙ ПАРТОЙ


««« »»»