В Большом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера – впервые исполнено произведение Кшиштофа Пендерецкого “Слава Святому Даниилу, Князю Московскому”, сочиненное к 850-летию российской столицы.
Кшиштоф Пендерецкий – признанный классик современности. Его талант давно получил мировое признание. Известность в его родной Польше пришла к Пендерецкому в 1959 году, когда он направил на конкурс три своих произведения под разными фамилиями. Они заняли… первое, второе и третье места! На сегодня Кшиштоф – почетный член более 20 Академий музыки в Европе и Америке, в том числе почетный профессор Московской консерватории.
Кшиштоф Пендерецкий писал музыку к 3000-летию города Иерусалима, к 200-летию Великой Французской революции. Заказы поступают к Пендерецкому в таком количестве, что, по его словам, время расписано до конца 2011 года. В планах композитора – сочинить еще четыре симфонии (плюс к уже законченным пяти). В 2001 году он задумал написать свой первый фортепьянный концерт, который, предположительно, будет исполнен в Карнеги-холле. Также композитор думает над ораторией к Рождеству 2000 года, которую с нетерпением ожидают в Риме. Когда Московская независимая вещательная корпорация “ТВ 6 Москва” в лице генерального директора Александра Пономарева сделал композитору предложение написать произведение, посвященное Москве, Пендерецкий не смог отказаться. Видимо, этот заказ совпал с внутренним настроем поляка-космополита. По его собственным словам, он человек очень упрямый и делает только то, что ему хочется. Композитору понравилось, что исполнение сочинения будет транслироваться по телевидению на многомиллионную аудиторию, не сравнимую с той, что может вместить в себя концертный зал. Разумеется, телетрансляция с монозвуком не может полно передать красочность произведения, но по крайней мере она может заронить интерес, желание услышать еще раз. Ведь исполнение в Московской консерватории – только спуск на воду корабля, которому предстоит еще долгое-долгое плавание. Не одно поколение будет с замиранием сердца слушать гимн Москве, сочиненный великим поляком.
Работать над заказом Кшиштоф Пендерецкий начал в июле. И партитуру для хора пришлось присылать по частям. Последние листы прибыли всего за пять дней до премьеры – они совершили долгий путь из Южной Америки, куда дела занесли композитора. С оркестром маэстро провел только три часовые репетиции. Все-таки Пендерецкий действительно творит только то и так, что и как ему хочется, объясняя при этом, что все великие композиторы писали на заказ. Вот и сейчас он нашел место на сцене меньше чем для десяти музыкантов оркестра. Славу великому князю пропели чистые юношеские голоса ребят из Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова.
В преддверии первого исполнения творения Пендерецкого симфонический оркестр “Русская филармония” под управлением молодого дирижера Александра Ведерникова, созданный чуть больше года назад при канале ТВ 6, исполнил Воскресную увертюру “Светлый праздник” Римского-Корсакова.
А во втором отделении оркестр традиционно исполнил “Славянский марш” и “1812 год” Петра Ильича Чайковского, без произведений которого не обходится в последнее время ни один концерт, посвященный златоглавой столице. Конечно, концертный зал не позволил до конца следовать партитуре, и в конце Торжественной увертюры “1812 год” пушки не грянули, как это было во время Большого Хорового Собора у храма Христа Спасителя. Но все равно, публика слушала стоя, и Кшиштоф Пендерецкий, аплодируя, отбил ладоши.
Юлия НЕМЦОВА.
Фото автора.