Это был тот самый случай, когда лучше один раз услышать: традиции российского баса, который со времен Шаляпина неизменно приводит в восторг Европу, прекрасно поддержал совсем молодой российский певец Станислав Швец. Уроженец Екатеринбурга, учившийся сначала в Уральской консерватории, а потом – выпускник Московской консерватории, был восторженно принят французской публикой на премьере оперы Рихарда Вагнера “Летучий голландец”. Она поставлена на сцене оперного театра Меца – главного города Лотарингии. Постановку осуществил художественный директор Дублинской оперы Дитер Кайге.
Швец исполнил труднейшую партию Даланда, выступая вместе с баритоном Иоганнесом фон Дуйсбургом (Летучий голландец) и тенором Михаэлем Папстом (Эрик) из Венской оперы.
“Я был счастлив петь Вагнера, – рассказал Швец в беседе с корр. ИТАР-ТАСС. – Тем более что во многом это “неожиданный” Вагнер, ибо “Летучий голландец” – его ранняя, редко ставившаяся в России опера, где еще сильно итальянское влияние. Однако мощь и нагрузки – истинно вагнеровские. Вообще солисту-басу нечасто приходится работать над ролью, которая была бы не только гениально музыкальна, но и интересна с точки зрения актерского мастерства, развивается драматически по ходу спектакля”.
И если Станислав из скромности или суеверия не берет на себя смелость говорить, насколько ему все удалось, то вряд ли он может в чем-то упрекнуть местную публику – после премьеры она долго не отпускала российского певца и его партнеров.
Оперный театр Меца считается одним из лучших во Франции, а акустика здания, построенного в ХVIII веке, неизменно привлекает на эту сцену лучших певцов мира.
“Спектакль решен в современной манере, – делится впечатлениями Станислав, – но без модернистских перегибов, как это часто бывает. Музыка Вагнера, заставляющая напряженно трудиться и певцов, и оркестр, дает широкие возможности для самовыражения”.
В Европе на 23-летнего Станислава Швеца идет настоящая “охота”: его оперная жизнь расписана практически на два года вперед. В планах у него – партия Базилио в опере Россини “Севильский цирюльник”, Лепорелло в “Дон Жуане” Моцарта на сцене Франкфуртской оперы… Уже через несколько недель он отправится в зарубежное турне Мариинского театра под руководством дирижера Валерия Гергиева все с тем же “Летучим голландцем”.
А когда – в Россию? “Пока не знаю. В августе я пел в Тарусе и Москве с концертами памяти Святослава Рихтера. Это было очень важно, – рассказывает Швец. – Мне невероятно повезло, что моим аккомпаниатором является профессор Важа Чачава, который работал с лучшими голосами России. Но, к сожалению, работать все же приходится больше за границей: опера никогда себя не окупала, она всегда существовала на пожертвования. В России пока меценатов не хватает, а и у государства, видимо, не доходят руки. Хотя я очень люблю именно российскую публику, для которой опера – духовная потребность”.
Такова участь многих замечательных российских певцов, в том числе Дмитрия Хворостовского, Николая Путилина, Галины Горчаковой, которых куда чаще слышат за рубежом, чем на родине. Швеца, например, руководство Московской консерватории отказалось рекомендовать в аспирантуру.
“Сейчас время такое: очень молодой бизнес, очень молодая политика и очень молодое искусство, – говорит Швец. – Каждый год, каждый месяц, буквально каждый день на счету: если не успеешь состояться до 30 лет, у тебя больше не будет другого шанса. Вот и приходится искать что-то там, где для нас открываются двери. Пока, к сожалению, в основном на Западе”.
“И жить торопится, и чувствовать спешит”, – пушкинская строка как нельзя лучше относится ко всему молодому поколению российских музыкантов. Нет, не перевелись еще в России блистательные голоса, и не их вина, что услышать их можно порой лишь за рубежом.
Швец растолстел донельзя,за фигурой следить надо! Когда Чачава жив был, то Стасик спортивный был. А сейчас…жалко его.