“МИЛЫЙ ДРУГ” В “МОССОВЕТЕ”

Театр им. Моссовета под самый конец сезона сделал подарок столичным театралам. Около полувека на московской сцене не игрался “Милый друг” Ги де Мопассана. Его поставил режиссер Андрей Житинкин вместе со своим постоянным спутником художником Андреем Шаровым.

Сразу оговоримся, формула успеха просчитана безупречно: пряный, завораживающий текст Мопассана, стопроцентная интрига, изумительные декорации и костюмы и, конечно, моссоветовские звезды: Терехова, Домогаров, Ильин, Пшенная, Иванов, Адоскин и примкнувший к ним блестящий и непредсказуемый Владимир Стеклов.

Думается, Житинкин совершенно не случайно обратился именно сегодня к этому бессмертному роману. Время “милых друзей” наступает. Огромное количество всем известных политиков и общественных деятелей используют “механизм успеха” Жоржа Дюруа. Режиссер как бы ставит тест, вовлекая зрителей в очень энергичное действие, – сколько процентов Дюруа присутствует в каждом из нас?

Безусловно, невозможно весь роман вместить в рамки сцены, и постановщики выбирают самую жесткую, самую нелицеприятную версию. Дорога к вершинам власти через постель влиятельных дам имеет свое даже визуальное выражение в сценографии Шарова. Яркие, сочные, сшитые из современных немнущихся тканей, необычные по цвету костюмы подарили возможность Житинкину уйти на сцене от надоевшей всем обнаженной натуры и поискать парадоксальные ходы “секса в одежде”.

Несомненная удача – актерский ансамбль и прежде всего филигранная работа Маргариты Тереховой (Виржини). Триумфальное возвращение актрисы на сцену после почти двадцатилетнего перерыва (все-таки у всех звезд есть доля трагичности в судьбе) встречается аплодисментами зрителей при каждом ее появлении на сцене.

Терехова не побоялась перейти в другую возрастную категорию и сыграть трагикомическую роль образцовой женщины, матери благополучного семейства, на которую обрушился АМОК запоздалой Страсти. Она нелепа, трогательна, безумно узнаваема, по-своему хитра и изворотлива одновременно. Жалко, что так долго, со времен “Царской охоты”, мы не видели на сцене эту блестящую актрису, сохранившую прекрасную форму и нашедшую неподдельный юмор и некую философскую отстраненность в роли.

Подлинным открытием, одним из самых ярких впечатлений сезона стал Александр Домогаров – Жорж Дюруа. После удачных героев-любовников в Театре Российской Армии артист мощно заявил о себе, как о нетривиальном герое в первом спектакле на моссоветовской сцене – “Мой бедный Марат” Арбузова. Тогда поразили его лирическая незащищенность и такое немодное сегодня благородство.

В “Милом друге” Домогарова многие даже не узнают. Это виртуозная работа актера, раскрывающая эволюцию героя от обаятельного не очень далекого сержанта из наемников в Алжире до прожженного циничного политика, уже давно продавшего душу Дьяволу. Неожиданный полуфантастический финал заставляет испытать настоящий катарсис, такой редкий нынче на театре. Пластичный, тонкий, ироничный “висконтиевский” артист по праву занял ведущее место в моссоветовской труппе. Хочется верить, что Житинкин открыл новую театральную звезду.

Пленительна палитра женских образов в спектакле. От умной саркастичной Мадлен (Н.Пшенная) и сексуальной богемной, но по-женски преданной Клотильды (В.Каншина) до девочки-проститутки Рашель в небанальном пастельном исполнении О.Фекленко.

Признанные мастера театра Борис Иванов (депутат Ларош Матье), Анатолий Адоскин (поэт Норбер), Вячеслав Бутенко (журналист Сен Потен), Владимир Горюшин (репортер Риваль) в небольших ролях демонстрируют подлинный французский шарм, легкость и глубину.

Особо хотелось бы отметить работу Андрея Ильина – Шарля Форестье. Играть смертельно больного человека – задача неблагодарная, но артист тонко выстраивает “обратную эволюцию” угасания неглупого расчетливого человека, поставившего в этой жизни “не на то”. Любимое Житинкиным “Зазеркалье” обретает здесь три плана: не выдержавший гонки “Дюруа № 1 – Ильин, вдохновенный в своем “обаянии зла” подлинный Жорж Дюруа – Домогаров и нарождающийся новый “Дюруа № 3″ в лице начинающего журналиста, точно сыгранного А.Макаровым. Вирус Дюруа живет и побеждает – и именно это вносит в спектакль моссоветовцев хорошую долю экзистенции. Понятно, что сегодня, спустя век, роман, когда-то считавшийся порнографическим, интересен прежде всего вскрытием тайного механизма подчинения одним индивидуумом, бросившим, как Калигула, “вызов богам”, других индивидуумов. И секс, весь “будуарный фон”, становятся только средством, способом достижения бонапартистских целей.

Это жесткое, абсолютно современное прочтение подталкивает ко многим аналогиям, но заслуга создателей в том, что они удержались на высоте своего замысла, и, не прибегая к прямым параллелям, заставили “обратить глаза зрачками в душу”.

Новое для моссоветовской труппы лицо – Владимир Стеклов в роли хозяина газеты Вальтера проявился как артист, умеющий привнести в роль какой-то свой объем. Беспринципный продажный политик и заботливый, чуткий отец, горько переживающий растление дочери Сюзанны (Т.Родионова) милейшим коллегой, “душкой” Дюруа, готовым идти по трупам.

Закономерно, что аншлаговость постановки во многом держится на актерах. Житинкин всегда умел собрать интересную команду, подарить почти каждому “крупный план” и заставить звезд светить новым светом. Отрадно, что сезон театра им. Моссовета обрел такую коду. Сегодня кажется уже невероятным, что в репертуаре моссоветовцев, славных своими победами во французской драматургии, не было до сих пор “Милого друга”.

Елена КУРБАНОВА.

Фото Михаила ГУТЕРМАНА.

На снимке: Жорж Дюруа – А.Домогаров, Виржини – М.Терехова.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Обувь от Аллы Пугачевой – счастливая мелодия наших шагов
АЛЕКСЕЙ КИМ: УМНОЕ КИНО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗРЕЛИЩНЫМ. И НАОБОРОТ
РОБЕРТ ДЕ НИРО ОТДОХНУЛ В “ФЕЛЛИНИ”
ЧУТЬ НЕ СОРВАЛСЯ КОНЦЕРТ THE ROLLING STONES
Я ИДУ ПО УЛИЦЕ, ЩЕКИ МОИ ДУЮТСЯ
“SPICE GIRLS”, ИЛИ “БЛЕСТЯЩИЕ”?
Здравствуй, “МузПравда”!
Дорогой Отарик!
Привет, Отарик!
ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ АКТРИСОЙ БЕЗ АМПЛУА
Александр Городницкий
Авторская песня
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ, ТОВАРИЩ И “БРАТ”
МИНСКАЯ КОМЕТА С ХВОСТОМ МОСКОВСКИХ ПОКЛОННИЦ
JUICE – “SOMETHING TO FEEL”


««« »»»