Не хочу критиковать предшествующую программу цирка на Цветном бульваре, в ней участвовали талантливые артисты, показывались интересные номера. Но… не было клоунов, больших групп дрессированных животных. Для иных исполнителей арена, как основная производственная площадь, была не обязательна. В результате происходящее скорее склонялось к театру-варьете, чем к цирковому действию.
В этом отношении то, что сейчас показывается в цирке на Цветном, имеет от предыдущего принципиальное отличие. Прежде всего это определяется выступлениями Сарвата и Ольги Бегбуди, Юрия и Веры Дуровых. Кстати сказать, Бегбуди и Дуров – братья по матери Лолы Ходжаевой, – лучшей, может быть, гротеск – наездницы на всем протяжении истории цирка.
Бегбуди показывают семь белых и двух обычных рыжих бенгальских тигров. Природа белых тигров (кроме альбиносов) не знает. Их вывели путем скрещивания сначала в Индии, а потом в США. На наших аренах такие тигры появляются впервые. Они очень красивы, сохраняют при всей тигриной грациозности повадки хищников, и, не дай Бог, попасть к ним в когти или зубы.
Но в цирковом номере главное не красота животного, а чему его научили. В этом отношении Бегбуди выступают, как подлинные новаторы. Сарват и Ольга легки в движениях, элегантны. Конечно, Сарват как мужчина берет на себя основную тяжесть и при дрессировке, и при демонстрации номера. Даже незначительный жест заставляет тигров исполнять его задания. И задания сложные. Мы помним, как бывало трудно заставить тигра пройти из конца в конец по узкому бревну (по-цирковому – буму) или совершить значительный прыжок с одной тумбы на другую, тем более когда приходилось преодолевать огонь. У Бегбуди по его первому приказанию это совершает не один, а целых шесть тигров, следуя друг за другом, притом – в обоих направлениях. Тигры, опять таки их несколько, встают на задние лапы, ложатся, лежа переворачиваются вокруг туловища, идут вокруг арены в ряд. Наблюдать эти высшие достижения дрессировки – наслаждение.
Юрий Дуров (по отцовской линии он представляет знаменитейший цирковой род) вместе с партнершей демонстрирует трех слонов. Это в полном смысле гиганты, подчиняющиеся каждому слову, каждому движению руки дрессировщика: стоят и ходят на задних ногах, два слона проползают под третьим, при этом один из них пятясь. Слон ногой посылает в амфитеатр огромные мячи, вызывая среди зрителей веселое оживление, “решает” арифметические примеры в пределах до девяти цифр. Нельзя сказать, что Дуров предложил нечто ранее невиданное, но, выступая с традиционными трюками, он добился совершенства, а значит успеха.
В роли клоуна появился новый для Москвы артист В.Заугольников. С картузом на голове, одетый в стилизованный русский костюм, он продолжает традиции старинных, как их называли, “коверных”. Его дело заставить публику смеяться, пока арену готовят к следующему выступлению. Он это делает весьма профессионально: то просит униформиста держать доску, с которой делает сальто-мортале, то играет с гусем, прячет его в штаны, а тем временем гусь его щиплет, а то с него просто сдергивают штаны, и он, спасаясь от “срама”, надевает колпак от лампы, заменяющий ему юбку, организует импровизированный оркестр, набирая участников якобы из публики.
В хорошей манере с двумя дрессированными лошадьми и тремя пони выступает Э.Эльворти. Мы успели соскучиться по конной дрессировке, а ведь арена прежде всего приспособлена для конных номеров. У Эльворти лошади послушно совершают перестроения, встают на дыбы (в цирке скажут “на оф”), кружатся на тумбах. А еще Эльворти выступает с номером “Игра с мыльными пузырями”. Пузыри, кажется, чудесным образом появляются из ваз, переливаясь всеми цветами, при свете прожекторов, они летают по воздуху и покорно ложатся у ног повелительницы. Номер красив, изящен, вызывает удивление. В зарубежных цирках такие номера довольно широко распространены, у нас же он появился впервые.
М.Кордобан поражает тем, как удивительно гнется и в результате помещается в крошечном прозрачном ящике. Ранее с подобными номерами встречаться не приходилось.
Великолепно акробатическое семейное трио Ивановых. И дело не только в поразительных трюках: мальчик Андрей стоит на одной руке своего старшего партнера, и тоже на одной руке, при этом как на левой, так и на правой. А вместе с Мариной он совершает на руках у партнера сложные акробатические прыжки. По тому с каким удовольствием все трое работают, понимаешь, что это действительно дружная цирковая семья.
Сложнейшие трюки демонстрируют исполнители икарийских игр, руководимые А.Кургановым. Использование мотоциклетов и самокатов придают номеру большую динамику, хотя во время движения машин трюки не исполняются. Вот только танцев пожалуй перебор. Известно: плохо все, что чересчур.
Теперь несколько критических замечаний. А.Канагина вращает обручи (игра в хулахуп). Делает она это профессионально. Но сколько подобных номеров приходилось видеть и в цирке, и на эстраде. В конце концов это стало надоедать.
А.Булах гимнаст на ремнях. Он действует на большой высоте во время кача и вращения. Но трюки не отделены один от другого, не подчеркнуты. Зрителям предлагается посмотреть на серию сложных гимнастических упражнений, а не на цирковой номер, в котором всегда важен артистизм подачи.
И последнее: в цирке имеется высокопрофессиональный оркестр (главный дирижер Г.Гаранян). Тогда почему же многие артисты выступают под фонограмму? Право, это снижает впечатление, придает зрелищу механистичность. Вот тут бы сказать свое слово художественному руководству и программы, и цирка. Нельзя потакать плохим вкусам. В целом же программа на Цветном бульваре бесспорно интересна. И те, кто любит цирк, а таких миллионы, посетив представление, об этом не пожалеют.
Юрий ДМИТРИЕВ.
Фото Вероники Клементьевой.