2015, United Music Group
Когда-то Александр Розенбаум впадал ярость, если кто-нибудь по недомыслию называл его бардом. Сейчас такое может прийти в голову, пожалуй, только тем, кто давно – со времён «Вальса-Бостона» – Розенбаума не слышал. Тогда он действительно пел преимущественно под гитару, но потом пришёл к гораздо более сложным аранжировкам. Правда, ехидные критики иногда замечали, что наличие сопровождающего оркестра не обязательно делает бардовскую песню эстрадной, но теперь подобные сентенции уже выглядели бы абсолютной глупостью и выдают в авторах очень слабое знакомство с современным творчеством Александра Яковлевича. А ведь он не только ежегодно даёт серийные осенние концерты в Москве, но и регулярно выпускает новые альбомы. На этих концертах, конечно, звучит много любимых народом хитов, однако зритель Розенбаума всегда готов и к премьерам. Что же касается жанра, в котором записана «Метафизика» (и несколько предыдущих пластинок), то «Яндекс.Музыка» определяет его как «эстраду» – не в силах придумать более адекватную формулировку. Ну, тут односложно и не скажешь, и под существующий рубрикатор не подведёшь. Мне вот, например, приходит на ум определение «арт-рок» – в том смысле, что Розенбаум запросто перемешивает эстрадное звучание с блюзовым, сторонится куплетно-припевной формы и ставит в альбом такие песни, которые хочется назвать не песнями, а «пьесами», а то и сюитами. Подобные усложнения некоторые его ровесники-музыканты практиковали ещё в 70-е – ну так и Розенбаум начинал с рок-произведений, это прославил его «одесский цикл» и гоп-стоп-стилизации под блатняк.
- Я вырос в музыке разной. Симфонической, эстрадной, джазовой, уличной и, конечно же, в роке. Просто не приняв засилье искусства советских ВИА, автоматически ушел в другое — песню, которую можно исполнять и петь одному, без коллектива. Сегодня же я вернулся. Я соскучился по той музыке, которую стал редко слышать на эстраде, – говорит Розенбаум об альбоме.
Вопрос только в том, соскучилась ли по этой музыке аудитория. Когда она тебе старательно подпевает «на ковре из жёлтых листьев» и «стрелять так стрелять», можно подумать, что и новые песни публика встретит с таким же энтузиазмом. Впрочем, если не встретит, то не очень-то такая публика и нужна, явно подумал артист, давая альбому сложные название (точно соответствующее содержанию) и обложку. Сдаётся, что Александр Яковлевич вообще не очень ориентировался на аудиторию – а больше всё-таки на себя: он делает сложное инструментальное оформление песен, пускается в пространные размышления, порой забывая о мелодии, позволяя себе грубоватые тирады, да и вообще ничуть не заботясь о слушательском комфорте. Слушать «Метафизику» – ну никак не развлечение или расслабление, а напряжённая работа, к которой вряд ли готовы даже многие из тех, кто по осени ходит подпевать Розенбауму.
В первой песне «На седьмом десятке» автор автобиографически рассуждает о том, что его волнует на седьмом десятке лет – но даже среди описания стариковских радостей и горестей вворачивает политическую фразу «потому что нету мочи видеть, как страну курочат те, кому её распродают» и никак не расшифровывает, кого это он имеет в виду. Остальные вещи – ещё более мировоззренческие и философские, требующие от слушателя серьёзных душевных усилий и даже где-то вызывающие его на спор. Разве что «Стейнвей-блюз» выглядит стилизацией и под блюз, и под разговор с музыкальным инструментом.
Алексей МАЖАЕВ.