ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ПАТРИАРШЕМ ДВОРЦЕ

Театр “Геликон-опера” подготовил к юбилею Москвы премьеру – “Царскую невесту” Римского-Корсакова. Более “царского” подарка столичные оперные театры сделать не могли и не сделали. А “Геликон” смог. И сделал.

Премьера оперы прошла в рамках фестиваля “Московская осень в Кремле” в Патриаршем дворце Московского Кремля, который уже традиционно проводится Российским фондом культуры в праздник Церковного новолетия. Счастливая мысль пригласить на открытие фестиваля “Геликон-оперу” с “Царской невестой” оправдала себя. Как ни хороши оцененные очень высоко и зрителями, и критиками последние постановки этого популярного театра, “Царская…”, на мой взгляд, лучше всех. Интерьеры Крестовой палаты Патриаршего дворца с ее расписными сводами и мироварней послужили естественной декорацией для исторического сюжета. Но и на сцене театра, где она разыгрывается в “черных” декорациях (художники-постановщики Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный), впечатление спектакль оставляет очень сильное. И не только в музыкальной и содержательной части. Он целен и по оформлению. Очень хороши выдержанные в стиле эпохи Ивана Грозного костюмы, сшитые из черного бархата с великолепным декором из золотой нити и “самоцветов”.

По признанию режиссера Дмитрия Бертмана, решение поставить шедевр Римского-Корсакова на крошечной сцене “Геликона” далось нелегко. Самая любимая и популярная опера русского репертуара, она все же чрезвычайно “тяжела” для современного зрителя, увы, отравленного “клиповым” сознанием, не терпящим длиннот. А опера, как известно, этим грешит. Поэтому трудное решение купировать “излишества” Бертман не без внутренней борьбы взял на себя, имея союзника в лице маститого дирижера Кирилла Тихонова. В результате вместо очень длинного и многолюдного фольклорного зрелища получилось динамичное действо, раскрывающее с поистине “шекспировским” накалом душу русского человека (герои “Царской…” – современники персонажей пьес великого драматурга).

Основа сюжета – страдания, любовь и смерть главных героев, то, что во все времена зрителя интересует больше всего. В версии “Геликон-оперы” он раскрывается в четырех ключевых сценах: “Пирушка”, “Приворотное зелье”, “Дружко”, “Невеста”. В первых двух “злые” герои – Любаша, Грязной и лекарь Бомелий вершат свои черные дела во имя испепеляющей страсти, не подвластной доводам разума: здесь травят не ради престола, как у Шекспира, а ради любви.

Хороши исполнители этих партий, особенно меццо-сопрано Лариса Костюк. Пожалуй, роль Любаши вывела молодую певицу в число ведущих солисток театра. У Ларисы наиболее яркий женский образ в опере, ведь для создания его исполнительница не жалеет ни вокальных, ни драматических красок. В новом амплуа предстал известный тенор, “старожил” театра Сергей Яковлев. Его персонаж – царский лекарь Бомелий – отнюдь не самый важный, но по воле режиссера и благодаря актерскому мастерству исполнителя он становится в ряд основных. Интересна работа баритона Сергея Костюка (Григорий Грязной), особенно в финале, когда герой осознает всю степень совершенного им злодейства.

Главная героиня “Царской невесты” – Марфа в исполнении опытной певицы Марины Андреевой тоже не совсем традиционна. “Детсадовская” любовь к Ивану Лыкову не исчерпывает ее женского потенциала. И не погибни она от яда, подсыпанного Григорием в свадебный кубок, кто знает, какая царевна взошла бы на российский престол. Особенно удалась певице сцена безумия, в которой Марфа предстает такой натурально подурневшей, что у зрителей буквально мороз по коже идет. Впрочем, в этой постановке внешние эффекты и режиссерская “рука” не самое главное, хотя спектакль только выигрывает от этого. Большая удача театра в этом спектакле – ансамбль молодых исполнителей, среди которых Герман Апайкин (Иван Лыков), Виктория Лямина (Дуняша), Владимир Огнев (Собакин), Александр Фомин (Малюта), Ольга Резаева (Сабурова), Юрий Устюгов (Звонарь) и солисты хора.

Успешная премьера “Царской невесты” – первая в этом сезоне. Впереди “Севильский цирюльник” Россини в постановке Андреа Ди Бари, известного оперного режиссера из Италии. Еще один совместный проект – “Иоланта” в постановке француза Дени Криефа. И, наконец, “Сказки Гофмана” Оффенбаха, постановкой которых Дмитрий Бертман думает завершить сезон 1997 – 1998 годов.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Олега НАЧИНКИНА.

Сцена из спектакля “Царская невеста”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЕВГЕНИЙ ФРИДЛЯНД: ЛЮДЯМ НУЖНЫ ЛЕОНТЬЕВЫ, МЕЛАДЗЕ, ВАЙКУЛЕ, А НЕ ФРИДЛЯНДЫ, АЙЗЕНШПИСЫ И ШУЛЬГИНЫ
Мазаев отдувался за всех
ОТАР
ТАТЬЯНА СНЕЖИНА: МОЖНО ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ И НЕ СГОРЕТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ ОКЕАН И НЕ УТОНУТЬ
ХИТ-ПАРАД ДУРНЫХ ГОЛОВОК
DEEP PURPLE – MACHINE HEAD. 25TH ANNIVERSARY EDITION
Алешина + Сташевский = Свадьба!
Привет, “МузПравда”!
ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ С ЗОЛОТЫМ ПЕРОМ
ЧТО ФОНД ЛИЕПЫ НАМ ГОТОВИТ?
В СЛИЯНИИ МУЗЫКИ, СТИХОВ И ПРОЗЫ
МУЗЫКА БОРЕТСЯ С НАСИЛИЕМ
ДЕНЬ ВУЛЫХА
ЧЕТКИЕ И ЯСНЫЕ РЕМИКСЫ “БЛЕСТЯЩИХ” ВЫПУСТИЛА ФИРМА “ЗЕКО РЕКОРДЗ”


««« »»»