“Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом…” – кто не знает этих строчек! Именно в “оттепельные” шестидесятые начиналась творческая жизнь Кохановского – как раз тогда, когда зазвучали на всю страну имена Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Евтушенко, Вознесенского.
Это было время большой поэзии – поэтические вечера проходили на стадионах, при полных аншлагах. Люди приходили послушать Слово. Авторская песня родилась именно тогда. Советская эстрадная песня получила мощнейшую подпитку Словом – зрители знали все песни наизусть (кто из современных может похвастаться этим?)
Имя Кохановского зазвучало в полную силу – песни на его стихи исполняли практически все эстрадные звезды тех лет, особенно вокально-инструментальные ансамбли 70 – 80-х (тому подтверждение – программа предлагаемого альбома). Песни эти живы и сейчас. Интересно, что самым отъявленным любителям “стеба” не удается “приколоть” эти песни – они (песни) выше этого. Я не умаляю значение музыки – и, действительно, мелодии были потрясающими, – но все-таки Слово всегда было (да и остается!) определяющим для русского человека.
Дружба с детских лет связала Кохановского и Высоцкого.
“Мой друг уехал в Магадан…” – это Высоцкий о Кохановском.
“Такого друга, как ты, дарит жизнь только раз…” – это Кохановский о Высоцком, и, наверное, он один имеет моральное право написать эти строки. Их судьбы в чем-то схожи, как в чем-то схожи их лица. Кохановский не стал актером и певцом, но он стал настоящим поэтом. Его стихи последних лет стали для меня настоящим откровением: труд “песенника” ничуть не легче, но большая поэзия – это уже без аккомпанемента и аранжировок. Если мне не изменяет память, “кохать” по-украински означает “любить”. Это как раз то чувство, которое я испытываю к Игорю Кохановскому – поэту и человеку.
И дай Бог ему новых песен и стихов.