“КАРМЕН” НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Театр “Геликон” вновь обратился к нестареющему шедевру Бизе – опере “Кармен”. Всего четыре года назад по Москве прошла молва о Кармен, которая в финале сама убивает назойливого Хозе, – спектакле, поставленном заезжим режиссером в совсем юном тогда театре. Но уже в прошедшем сезоне спектакль решили изъять из репертуара как устаревший. Выходило, что в нашем громадном городе этот вечный оперный хит послушать будет уже негде, ведь “взрослые” музыкальные театры почему-то упорно игнорируют “Кармен”. Поэтому художественный руководитель “Геликона” Дмитрий Бертман вместе со своими коллегами принял решение поставить новую версию оперы. Сверх плана. По его словам, труппа провела жесткий эксперимент, ведь спектакль был сделан всего за пять репетиционных дней (правда, работали по 12 часов в сутки, по “методу” Михаила Чехова). Что для такой “многонаселенной” оперы почти немыслимо. И хотя многие до самого конца не верили в успех, после трех премьерных спектаклей уже никто в нем не сомневался.

А “Кармен” геликоновцам и впрямь удалась, хотя поставлена она, как и принято в этом театре, с большими “вольностями”. Но трудно не согласиться с режиссером, взявшим за правило ставить классику так, чтобы и сегодня ее сюжеты волновали слушателей. А эта криминальная драма с драками, подпольной куплей-продажей наркотиков, вульгарной “любовью” в кузове старого авто, сборищами и убийствами так похожа на те, что и сегодня происходят в наших предместьях. Словом, сюжет “Кармен” – увы, на все времена. И гениальная музыка Бизе с ее энергичными ритмами и пронзительными напевами настолько современна и так хорошо сыграна оркестром под управлением Кирилла Тихонова, что новая интерпретация знаменитой оперы не вызывает особых возражений. И внешний облик ее героев (хор представляет собой сборище то ли рокеров, то ли металлистов с их кожано-звенящей атрибутикой) вовсе не шокирует публику, потому что они по-настоящему “живут” на сцене.

Солисты поют свои партии блестяще, особенно прима театра, исполнительница всех главных ролей репертуара – Наталья Загоринская. Ее Кармен способна на сильную страсть, которую не купишь за деньги. Любовь к тореро Эскамильо (голосистому Сергею Топтыгину не хватает в этой роли блеска, раскованности) – не игра. На мой взгляд, кульминационный момент спектакля, когда Кармен сжимает в руках одежду убитого бандитами возлюбленного, понимая, что все надежды на счастье и любовь потеряны, а смерть для нее неизбежна. Эта сцена сыграна (и спета) Загоринской с таким отчаянием, что не всякой драматической актрисе было бы под силу. Пожалуй, даже финал спектакля, когда вразрез с классическим героиню убивает не Хозе (очередная удача тенора Вадима Заплечного), а влюбленная в него Микаэла (блестящее сопрано Елена Качура), не достигает такой степени трагизма.

Может быть, найдутся скептики, которым придется не по нраву такой подход к классике: к осовремениванию костюмов, к присутствию на сцене, например, сплошной кирпичной стены и железного мусорного ящика, в который прячут трупы, к отсутствию “испанского” колорита во внешности девушек с табачной фабрики. Что ж, им придется подождать, когда “Кармен” соизволят поставить в академических театрах…

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Михаила ГУТЕРМАНА.

На снимке: сцена из спектакля “Кармен”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТЕЛЕРЕГИОНЫ ПРИВЕЛИ СВОИ РЕЗОНЫ
ОПЕЧАТКА. СТАТУС – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
ЕВГЕНИЙ МАРГУЛИС
ЛЕРА (ведущая “Партийной зоны”)
ТЕЛЕПЕРСОНА
ВЕСНА – ВРЕМЯ РОЖДЕНИЙ
ИТАЛЬЯНСКИЕ ЗВЁЗДЫ В КРЕМЛЕ
35 – КАЛМЫЦКОМУ ТИГРУ
ТАК ВО СКОЛЬКО ЖЕ ЭТА ЧЕРТОВА ВСТРЕЧА?!
ЗВЕЗДЫ “ОВАЦИИ” В ЗЕНИТЕ
НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РОМАН ИГОРЯ КРУТОГО
“ОРФЕЙ” ИЗ ГНЕСИНСКОГО
НЕИЗБЕЖНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
“МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП” В ДВУХ ЧАСТЯХ РАСПИСАЛ РАЗМАШИСТОГО, НО ОСТОРОЖНОГО ЧЕЛОВЕКА В ОЧКАХ
СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ


««« »»»