Лик современницы в средневековом зеркале (на одном из снимков) как нельзя лучше отражает суть этой необычной выставки в Музее кино – первой выставки такого рода в отечественной практике.
Почему в Музее кино? Потому что ее организаторы поставили целью на конкретных примерах показать, “из чего и как” рождается кино. Примеры были выбраны весьма экзотические: фильмы “Королева Марго” и “Графиня де Монсоро”, снятые студией “Шанс” на “Мосфильме”. А героями выставки стали два известных художника кино – Виктор Юшин (главный художник-постановщик обеих картин) и Наталья Полях (главный художник по костюмам). Именно те люди, что и создают всю постановочную часть фильма – его декорации, костюмы, реквизит. А фильмы, о которых идет речь, в этом отношении были самыми сложными в отечественной кинопрактике последних лет. Достаточно сказать, что одних только костюмов было создано свыше трехсот! Да каких: одеяния королей и знати, дворян и простолюдинов, военных и чиновных людей Франции XVI века. Сколько же надо было воссоздать всего другого из окружавшего их вещного мира…
Это была счастливая идея – показать досъемочный период (съемочный – он на экране) создания фильма: разработку его художественного и пространственного решения, поиски исторических соответствий, выбор исполнителей, формирование образов и т.д. Воспроизведенный в выставочном зале “Съемочный павильон”, детали которого “поддержаны” и “расшифрованы” другими материалами (фотографиями, экспликациями, раскадровками, эскизами), дает возможность иного, нежели с экрана, их восприятия, позволяет выделить и оценить рукотворный вклад художников в развитие режиссерского замысла, оценить личное мастерство каждого из создателей художественной ткани фильма.
Поражаешься, как много всего, однако, требуется, чтобы снять один “костюмный” фильм! Ну с костюмами вроде бы все ясно: платье королевы Маргариты Наваррской – изделие, конечно же, штучное, к тому же сшитое на конкретную актрису (в данном случае – Е.Добровольскую). Бархат, парча – роскошь! На костюмах мужчин – цепи, пряжки, оружие. Этого оружия к фильмам выкован целый арсенал: мужские и женские кинжалы, шпаги, пики, пистолеты и т.п. Все неотличимо от подлинного, готово к употреблению.
Посуда на королевском столе должна и выглядеть по-королевски. Виктор Юшин делал эскизы золотых и серебряных блюд, взяв за основу работы французских мастеров той эпохи. А наши чеканщики так виртуозно исполнили их, что, наверное, и сам король не смог бы ни к чему придраться.
В кино, что ни говорите, работают мастера на все руки. Краснодеревщики, соревнуясь со старинными мастерами, изготовили мебель для декораций, художники – гобелены, модельеры – головные уборы, шорники – кожаную упряжь, кузнецы – каминные принадлежности, стремена, трензеля, всевозможные замки, задвижки, дверные ручки и так далее до бесконечности. Тут и королевские символы власти (короны, жезлы, мантии) – и пыточное кресло Бастилии; шкатулки, опахала, чернильницы, пеналы для перьев – и “испанские сапоги” (деревянные колодки с клиньями – чудовищное пыточное изобретение испанских инквизиторов); куклы Марго, деревянная детская качалка – и немудреное сооружение из прутьев, клетка для кур.
Во что только не приходится вникать художнику кино! Эта мысль не покидает, когда разглядываешь эскизы гербов и орденов, орнаментов пола, стен, витражей, скатертей и т.п.
К сожалению, только в эскизах и фотографиях можно было увидеть грандиозные декорации, выстроенные в Барвихе: улицы Парижа, замок Меридор, дом де Гиза, дом Колиньи, дом Дианы…
Для многих посетителей выставка стала подлинным открытием. Они впервые смогли прикоснуться к тому, что обычно скрыто от глаз рядового зрителя. И ближе познакомиться с творчеством замечательных художников – Натальи Полях и Виктора Юшина…
Ярослав ЯРОПОЛОВ.
Фото В.СКОКОВА.