«Аквариум» – «Greatest Hits» ******

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2015, Б.Г.

К сборникам лучших песен «Аквариума» обычно можно предъявить одну претензию – почему туда не вошли все лучшие песни? Новейший «Greatest Hits», конечно, тоже нерезиновый, и некоторые треки не поместились по хронометражу, однако те, что поместились, в основном компенсируют возможные пробелы. Данный сборник составлялся самой группой; здесь тоже таилась типичная опасность – ведь музыканты нередко стараются запихнуть в «зе бесты» не лучшие композиции, а свои самые любимые, в том числе недооценённые публикой. В итоге авторские сборники порой годятся не для прослушивания лучших песен, а для наблюдений за причудами творцов, которые видят свою музыку под абсолютно другим углом, чем зрители. Это бывает любопытно, но не стоит называть такие альбомы «лучшими хитами». «Аквариум» подобной опасности избежал, добросовестно составив сборник из действительно лучших – в смысле, любимых народом – песен. Более того, группа почти равномерно распределила по трек-листу произведения разных периодов творчества. Знатоки-«аквариумисты» всё же заметят небольшой перекос в сторону «Русского альбома», а особо буквоедствующие поклонники вообще укажут на то, что пластинку, строго говоря, записывал вообще не «Аквариум», а состав под названием «БГ-Бэнд». А не столь занудливые и глубоко копающие слушатели, скорее всего, вообще ничего не заметят, ибо в концепцию «величайших хитов» песни с «Русского альбома» вписываются безукоризненно.

И всё же авторская редакция значит многое. Она, например, позволяет понять, что из своего богатого наследия Борис Гребенщиков считает наиболее актуальным для сегодняшнего дня. Лидер «Аквариума» не очень часто высказывается напрямую относительно проблем современности – но таким высказыванием, причём менее витиеватым, чем его тексты, можно считать трек-лист сборника. Политпросвет начинается прямо с обложки, представляющей собой кадр из знаменитого клипа «Поезд в огне». Чуть ли не самое лобовое в творчестве БГ политическое высказывание в своё время считалось чуть ли не «гимном перестройки»; сейчас песня, с которой начинается сборник, вновь выглядит смелой и опасной. Но призыв «пора вернуть эту землю себе» воспринимается так же, как и в 1989-м: вернём, иначе и быть не может, хотя, скорее всего, не так скоро, как это получилось 25 лет назад. Кстати, на сборнике представлена редкая «изначальная» версия «Поезда». Её нашли и возились с реставрацией, что свидетельствует о том, что произведение сейчас вновь очень важно для БГ. Кстати, в непривычной версии здесь и «Рок-н-ролл мёртв», лишившийся фирменных радиошумов. Что касается древнерусской тоски с «Русского альбома», то эти песни и в момент создания отлично описывали некоторые особенности русского человека. Не все к этим наблюдениям тогда прислушались, но актуальности они не утратили, а местами приобрели зловещее звучание. «Вот так и вся наша жизнь – то секам, а то пал; то во поле кранты, то в головах Спас. Вышел, чтоб идти к началу начал, но выпил и упал – вот и весь сказ», – в этих строках если не всё, то многое.

Композиции расположены не в хронологическом порядке, поэтому, помимо подборки отличных треков, слушатель получает неочевидные, но интересные песенные симбиозы – как, например, «Мама, я не могу больше пить» с «Козлодоевым» и «Пришёл пить воду» с «Бурлаком». А светлой кодой сборника стал «Город».

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



«««
»»»