Второй день показов на кинофестивале в Дхарамшале стал женским. Финская «Бетонная ночь» и вьетнамская «Биться в середине неизвестности» оба поставлены женщинами режиссерами, Пирьо Хонкасало и Дьеп Хоанг Нгуен соответственно, и являют собой радикально разные подходы к созданию кино.
«Бетонная ночь»: Воцарение скорпионов на Земле
«Бетонная ночь»: Воцарение скорпионов на Земле
«Бетонная ночь», основанная на одноименном романе Пиркко Сасисио 1981 года, рассказывает о четырнадцатилетнем подростке, чей брат проводит последние сутки на свободе, перед тем как отправиться в тюрьму. Симо (Йоханнес Брозерус) и Иллко (Яри Вирман) живут со своей глубоко несчастной матерью (Аннели Карппинен) и без отца. И эти последние сутки вместе со страшим братом предопределяют дальнейшую судьбу Симо.
Более всего «Бетонная ночь» своими высококонтрастным черно-белым изображением и вкраплениями классической музыки напоминает растянутую до полнометражного фильма вступительную сцену из «Антихриста» фон Триера. Хонкасало явно старалась с оператором Петером Финкенбергом сделать так, чтобы каждый кадр можно было бы отправить на выставку фотографий средней руки. Гиперэстетизация всего, что попадает в кадр, от непроизвольного мочеиспускания, до огней фейерверка «Фонтан» не может не развлекать до определенного момента, но в конечном счете не скрывает некоторой идейной пустотности фильма.
Во всех смыслах мрачная картина, «Бетонная ночь» в своей эстетике явно ссылается на «Голову-ластик», Белла Тарра, а одна из сцен подозрительно напоминает первые кадры звягинцевского «Возвращения». Проблема поиска собственной идентичности в «бетонных джунглях» большого города подростком, чья семья погрязла в глубоком кризисе, оказывается в конечном счете неразрешимой, танатосо-центричной. Фильм переполнен отражающими поверхностями, в каждом из которых Симо безуспешно пытается разглядеть, понять себя. Не помогают ему и апокалиптичные монологи Иллко (немного банальные и поверхностные), предрекающего скорую гибель человечества и воцарения скорпионов на Земле. Позже встреченный фотограф предлагает альтернативу нигилистической философии Иллко, утверждающей отчаяние единственно возможным условием обретения свободы, дуализм противоборствующих любви и страха (порождённого в свою очередь невежеством), что, впрочем, мягко говоря, отклика в душе Симо не находит. Отчасти рифмуясь с другой недавней картиной из Финляндии «Они сбежали», также неортодоксально отображавшей проблему взросления, «Бетонной ночи» порой не достает тонкости (например, эпизод, где несколько раз проговаривается бессмысленность подросткового бунта, которой в конечном счете приведет обратно к «мамочке») и содержательности, которая растворяется в бесконечной череде завораживающих, но не всегда означающих кадров.
Бетонная ночь/Betoniyö, 2013, Финляндия/Швеция/Дания, 96 мин.
драма
Режиссер Пирьо Хонкасало
Сценарий Пиркко Сасисио, Пирьо Хонкасало
Продюсер Миша Яари, Марк Львофф, Эрик Хеммендорф
Оператор Петер Финкенберг
Композитор Карл Фрид, Пер Фрид
«Биться в середине неизвестности»: Состояние неразрешенной «обременённости»
«Биться в середине неизвестности»: Состояние неразрешенной «обременённости»
«Биться в середине неизвестности» история по неосторожности забеременевшей студентки Хуен (Тхюй Ан Нгуйен), пытающейся накопить на аборт. Но непутевый бойфренд Чунг (Хоанг Ха), участвующий в петушиных боях, не только проигрывает свои, но крадет и ее деньги. Лишенная стипендии и возможности попросить помощи у родителей, она вынуждена начать оказывать эскорт услуги по рекомендации своего друга трансгендера Линь (Тхань Дуй).
В очередной раз вьетнамские кинематографисты проблематизируют деторождение (как, например, в «Осеменителе»), но на этот раз представлен женский взгляд. Зато стилистически фильм выдержан в привычном неспешно-монотонном темпе, разбавленным парой отталкивающих сцен, перверсивной сексуальностью и налетом мистичности. Граница у Дьеп Хоанг Нгуен, согласно заветам ее учителя Чан Ань Хунг (режиссер фильмов «Аромат зеленой папайи» и «Вертикальный луч солнца»), между скучным и поэтизированным отражением действительности слишком тонка до полного исчезновения, что делает ленту для аудитории шире кинокритиков и любителей арт-хаусного кино юго-восточной Азии категорически недоступной для обычного зрителя.
Фетишизация беременности тут оказывается встроенной в социальные реалии современного Вьетнама, страха урбанизации и невозможности возвращения к былому, сельскому существованию. Состояние неразрешенной «обременённости», когда героиня не может ни родить, ни сделать аборт, становится объектом необъяснимого влечения неотделимого от отвращения для всех окружающих, в том числе и для самой Хуен. Мужской же идеал, который героиня находит в клиенте, и чуткий, и богатый, и серьезный, воплощает все, что не являет собой ее бойфренд , но в конечном счете все иные мужские персонажи устраняются, оставляя героиню перед неизбежным формированием новой семьи, ведь и Чунг проходит определенный путь к возмужанию, бросающего свои мальчишеские забавы, что символизирует куриный суп, который Хуен ест в конце вместо своего любимого рисового, что, возможно, обозначает достижения между ними определенного консенсуса.
«Биться в середине неизвестности»/Dap cánh giua không trung, 2014, Вьетнам, 99 мин.
драма
Режиссер Дьеп Хоанг Нгуен
Оператор Quang Minh Pham
Дхарамшал, Индия.