Женское кино

Рубрики: [Кино]  

Второй день показов на кинофестивале в Дхарамшале стал женским. Финская «Бетонная ночь» и вьетнамская «Биться в середине неизвестности» оба поставлены женщинами режиссерами, Пирьо Хонкасало и Дьеп Хоанг Нгуен соответственно, и являют собой радикально разные подходы к созданию кино.


«Бетонная ночь»: Воцарение скорпионов на Земле

Бетонная ночь

«Бетонная ночь», основанная на одноименном романе Пиркко Сасисио 1981 года, рассказывает о четырнадцатилетнем подростке, чей брат проводит последние сутки на свободе, перед тем как отправиться в тюрьму. Симо (Йоханнес Брозерус) и Иллко (Яри Вирман) живут со своей глубоко несчастной матерью (Аннели Карппинен) и без отца. И эти последние сутки вместе со страшим братом предопределяют дальнейшую судьбу Симо.

Более всего «Бетонная ночь» своими высококонтрастным черно-белым изображением и вкраплениями классической музыки напоминает растянутую до полнометражного фильма вступительную сцену из «Антихриста» фон Триера. Хонкасало явно старалась с оператором Петером Финкенбергом сделать так, чтобы каждый кадр можно было бы отправить на выставку фотографий средней руки. Гиперэстетизация всего, что попадает в кадр, от непроизвольного мочеиспускания, до  огней фейерверка «Фонтан» не может не развлекать до определенного момента, но в конечном счете не скрывает некоторой идейной пустотности фильма.

Во всех смыслах мрачная картина, «Бетонная ночь» в своей эстетике явно ссылается на «Голову-ластик», Белла Тарра, а одна из сцен подозрительно напоминает первые кадры звягинцевского «Возвращения». Проблема поиска собственной идентичности в «бетонных джунглях» большого города подростком, чья семья погрязла в глубоком кризисе, оказывается в конечном счете неразрешимой, танатосо-центричной. Фильм переполнен отражающими поверхностями, в каждом из которых Симо безуспешно пытается разглядеть, понять себя. Не помогают ему и апокалиптичные монологи Иллко (немного банальные и поверхностные), предрекающего скорую гибель человечества и воцарения скорпионов на Земле. Позже встреченный фотограф предлагает альтернативу нигилистической философии Иллко, утверждающей отчаяние единственно возможным условием обретения свободы, дуализм противоборствующих любви и страха (порождённого в свою очередь невежеством), что, впрочем, мягко говоря, отклика в душе Симо не находит. Отчасти рифмуясь с другой недавней картиной из Финляндии «Они сбежали», также неортодоксально отображавшей проблему взросления, «Бетонной ночи» порой не достает тонкости (например, эпизод, где несколько раз проговаривается бессмысленность подросткового  бунта, которой в конечном счете приведет обратно к «мамочке») и содержательности, которая растворяется в бесконечной череде завораживающих, но не всегда означающих кадров.

Бетонная ночь/Betoniyö, 2013, Финляндия/Швеция/Дания, 96 мин.

драма

Режиссер Пирьо Хонкасало

Сценарий Пиркко Сасисио, Пирьо Хонкасало

Продюсер Миша Яари, Марк Львофф, Эрик Хеммендорф

Оператор Петер Финкенберг

Композитор Карл Фрид, Пер Фрид


«Биться в середине неизвестности»: Состояние неразрешенной «обременённости»

Биться в середине неизвестности«Биться в середине неизвестности» история по неосторожности забеременевшей студентки Хуен (Тхюй Ан Нгуйен), пытающейся накопить на аборт. Но непутевый бойфренд Чунг (Хоанг Ха), участвующий в петушиных боях, не только проигрывает свои, но крадет и ее деньги. Лишенная стипендии и возможности попросить помощи у родителей, она вынуждена начать оказывать эскорт услуги по рекомендации своего друга трансгендера Линь (Тхань Дуй).

В очередной раз вьетнамские кинематографисты проблематизируют деторождение (как, например, в «Осеменителе»), но на этот раз представлен женский взгляд. Зато стилистически фильм выдержан в привычном неспешно-монотонном темпе, разбавленным парой отталкивающих сцен, перверсивной сексуальностью и налетом мистичности. Граница у Дьеп Хоанг Нгуен, согласно заветам ее учителя Чан Ань Хунг (режиссер фильмов «Аромат зеленой папайи» и «Вертикальный луч солнца»), между скучным и поэтизированным отражением действительности слишком тонка до полного исчезновения, что делает ленту для аудитории шире кинокритиков и любителей арт-хаусного кино юго-восточной Азии категорически недоступной для обычного зрителя.

Фетишизация беременности тут оказывается встроенной в социальные реалии современного Вьетнама, страха урбанизации и невозможности возвращения к былому, сельскому существованию. Состояние неразрешенной «обременённости», когда героиня не может ни родить, ни сделать аборт, становится объектом необъяснимого влечения неотделимого от отвращения для всех окружающих, в том числе и для самой Хуен. Мужской же идеал, который героиня находит в клиенте, и чуткий, и богатый, и серьезный, воплощает все, что не являет собой ее бойфренд , но в конечном счете все иные мужские персонажи устраняются, оставляя героиню  перед неизбежным формированием новой семьи, ведь и Чунг проходит определенный путь к возмужанию, бросающего свои мальчишеские забавы, что символизирует куриный суп, который Хуен ест в конце вместо своего любимого рисового, что, возможно, обозначает достижения между ними определенного консенсуса.

«Биться в середине неизвестности»/Dap cánh giua không trung, 2014, Вьетнам, 99 мин.

драма

Режиссер Дьеп Хоанг Нгуен

Оператор Quang Minh Pham

 

Дхарамшал, Индия.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»