«Бетонная ночь»: Воцарение скорпионов на Земле

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Бетонная ночь

«Бетонная ночь», основанная на одноименном романе Пиркко Сасисио 1981 года, рассказывает о четырнадцатилетнем подростке, чей брат проводит последние сутки на свободе, перед тем как отправиться в тюрьму. Симо (Йоханнес Брозерус) и Иллко (Яри Вирман) живут со своей глубоко несчастной матерью (Аннели Карппинен) и без отца. И эти последние сутки вместе со страшим братом предопределяют дальнейшую судьбу Симо.

Более всего «Бетонная ночь» своими высококонтрастным черно-белым изображением и вкраплениями классической музыки напоминает растянутую до полнометражного фильма вступительную сцену из «Антихриста» фон Триера. Хонкасало явно старалась с оператором Петером Финкенбергом сделать так, чтобы каждый кадр можно было бы отправить на выставку фотографий средней руки. Гиперэстетизация всего, что попадает в кадр, от непроизвольного мочеиспускания, до  огней фейерверка «Фонтан» не может не развлекать до определенного момента, но в конечном счете не скрывает некоторой идейной пустотности фильма.

Во всех смыслах мрачная картина, «Бетонная ночь» в своей эстетике явно ссылается на «Голову-ластик», Белла Тарра, а одна из сцен подозрительно напоминает первые кадры звягинцевского «Возвращения». Проблема поиска собственной идентичности в «бетонных джунглях» большого города подростком, чья семья погрязла в глубоком кризисе, оказывается в конечном счете неразрешимой, танатосо-центричной. Фильм переполнен отражающими поверхностями, в каждом из которых Симо безуспешно пытается разглядеть, понять себя. Не помогают ему и апокалиптичные монологи Иллко (немного банальные и поверхностные), предрекающего скорую гибель человечества и воцарения скорпионов на Земле. Позже встреченный фотограф предлагает альтернативу нигилистической философии Иллко, утверждающей отчаяние единственно возможным условием обретения свободы, дуализм противоборствующих любви и страха (порождённого в свою очередь невежеством), что, впрочем, мягко говоря, отклика в душе Симо не находит. Отчасти рифмуясь с другой недавней картиной из Финляндии «Они сбежали», также неортодоксально отображавшей проблему взросления, «Бетонной ночи» порой не достает тонкости (например, эпизод, где несколько раз проговаривается бессмысленность подросткового  бунта, которой в конечном счете приведет обратно к «мамочке») и содержательности, которая растворяется в бесконечной череде завораживающих, но не всегда означающих кадров.

Бетонная ночь/Betoniyö, 2013, Финляндия/Швеция/Дания, 96 мин.

драма

Режиссер Пирьо Хонкасало

Сценарий Пиркко Сасисио, Пирьо Хонкасало

Продюсер Миша Яари, Марк Львофф, Эрик Хеммендорф

Оператор Петер Финкенберг

Композитор Карл Фрид, Пер Фрид


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Турандот» & Деллос, ресторан и человек
Новая история о Стиве Джобсе
Ход конем инопланетянина Илюмжинова
Штрих к портрету Франции
Павлин, говоришь?
Золотой запас
Нонпрофитный путь
Польза феминизма
Ушел Лесин, ушла Леся, Венедиктов был и будет
Рой Джонс и ералаш
«Визит»: Зловещие каникулы


«««
»»»