«Тотем волка»: Между собакой и волком ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Показ исторической драмы «Тотем волка» (Wolf Totem, Китай, Франция, 2015, режиссер Жан-Жак Анно, в ролях – Уильям Фэн, Шон До, Ба Сэнь Чжа Бу, Анкхньям Рачаа) состоялся 22 июня в рамках 37-го ММКФ в кинотеатре «Летний Пионер».

1967, идет второй год китайской культурной революции. Молодой пекинский студент Чэнь Чжэнь вместе с другом сбегает от непростой жизни в Пекине во Внутреннюю Монголию. Там они учатся жить среди кочевых пастухов, обороняться от монгольских волков и учить детей китайскому. Однако у юноши есть мечта – найти волчонка и приручить его. Монгольские нравы, однако, суровы: они считают всех волков собственностью бога и убивают волчат, отправляя их души на небеса.

Как раз в этом время китайские власти объявляют волков «врагами государства» и издают приказ об их истреблении, которое ведется поистине варварскими методами. Гармония в природе нарушена, а бывшему студенту предстоит сделать нелегкий выбор – предать своего воспитанника по приказу руководства или сохранить ему жизнь, отпустив на свободу.

Для начала немного фактов – картина поставлена по полуавтобиографической книге бывшего редактора политического журнала «Пекинская весна», который провел 11 лет во Внутренней Монголии. В Китае роман моментально стал бестселлером, был продан в количестве 20 млн экземпляров и переведен на 10 языков.

Жан-Жак Анно (автор «Семи лет в Тибете» и «Имени розы») не впервой берется за тему, казалось бы, более подходящую для передач на Animal Planet или Discovery. Его «Медведь» (1988) и «Два брата» (про тигров) так или иначе поднимали вопрос о взаимодействии человека с живой природой.

«Тотем волка» продолжает эту линию. Его, безусловно, отметят на фестивалях и в прессе за прекрасную операторскую работу (природа Внутренней Монголии чрезвычайно фотогенична – все эти степи, пылающие закаты), уникальное мастерство дрессировщика волков, отсутствие кровавых подробностей (а их можно было ожидать, исходя из синопсиса) и драматический саундтрек Джеймса Хорнера («Титаник», «Храброе сердце»).

В то же время сложно представить, что широкого зрителя сможет заинтересовать история о дружбе человека и волка, особенно если учесть засевшую в подсознание истину «Сколько волка ни корми…». «Тотем волка» – обстоятельный и неторопливый рассказ с несколькими блестяще снятыми экшн-сценами; настоящая волчья сага, мощная и трогательная. Ее примитивный посыл придется по душе экологам-активистам, но от Жана-Жака Анно хотелось бы дождаться более глубокого и неоднозначного высказывания, нежели навязшие на зубах рассуждения на тему «природа против цивилизации».

В «Тотеме волка» самое интересное – собственно, волки. Говорят, стаю тренировали три года, чтобы продемонстрировать на экране всю ее мощь, дьявольский ум, коварство, строгую иерархию и самоорганизацию. Погоня волков за газелями или кровавая битва с участием лошадей и собак сняты настолько завораживающе, что еще долго стоят перед глазами. Когда же Анно обращает свое внимание на людей, этих поверхностно прописанных героев с их неясной мотивацией, фильм заметно теряет в обаянии и становится довольно скучным.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»