Авторская песня

ОН ГОВОРИТ, ЧТО ЕМУ ПОВЕЗЛО…

Зима 1973 года. Дом ученых в Протвине. Маленькая ухоженная зала, хорошо освещенный рояль, белые занавески на окнах, за ними такой же снег, на первых рядах протвинская элита и перед ней – лохмато-мужественного вида невысокий плотный мужик в грубошерстном свитере, энергично кривя рот: “А где-то бабы живут на свете, друзья сидят за водкою” – не то поет, не то ругается. Потом “Кожаные куртки”, потом “Снег-снег”. Это же мои любимые песни! И уже в маленькой квартирке: “От злой тоски не матерись”, “Подводная лодка идет под воду”, “Пират, забудь о стороне родной”, “…И жена французского посла”, “Моряк, покрепче вяжи узлы”, “Такие, брат, дела”.

Автор всего этого – один интеллигент из Ленинграда, Городницкий, бывалый человек, объездивший чуть не весь мир, от северных лагерей до экзотической Гваделупы!

Прошли годы, и вот я в роли корреспондента газеты в кабинете ученого с мировым именем, Александра Городницкого в стенах Московского института океанологии им. Ширшова.

Вижу: 6 – 8 кв. метров площади, два приткнутых друг к другу маленьких стареньких стола, 4 стула (один подо мной – качается) и большая географическая карта мира во всю стену. На двери – литография какого-то парусника. Бард-академик уже не такого плотного и мужественного вида, как в музыкальной гостиной в Протвине. Экспедиций давно нет. Забот – как у всех и больше. Разговаривает сразу и с сотрудницей, и со мной, и по телефону.

– Александр Моисеевич, по радио слышала о воскрешении выступлений поэтов в Политехническом институте. Выступать будут и авторы-шестидесятники. Слышала разные фамилии, а ваша не была названа. Вы сейчас выступаете, поете, пишете?

– Да, вот, пожалуйста, афишка.

– Так вас забыли назвать…

Оглядываю еще раз кабинет. Пожалуй, дело в самом авторе. Что это – скромность, занятость, несолидность?

Смотрю на карту на стене: темно-синий зигзаг по всему Тихому океану – глубинный разлом. Вспоминаю, что я в гостях у академика геофизики с мировым именем и с поэтической интуицией в науке.

– Недавно американский астролог предсказал скорую гибель Калифорнии от землетрясения. Как думаете, он прав?

– Не знаю, я не специалист… Но думаю все же, что это маловероятно. Вот Япония! Япония скорее может погибнуть…

После двух-трех телефонных звонков, прервавших “японскую” тему, спрашиваю о том, за чем, собственно. и пришла:

– Очень интересны ваши мысли и чувства как многолетнего деятеля культуры, как классика авторской песни о теперешних свободах в этой области, о пошлости, заполняющей книжные развалы, теле- и киноэкраны, эстраду и даже авторскую песню?

– Сначала о свободах. Сейчас каждый желающий может печататься. Другое дело, что этим не прокормишься, если быть независимым. Но так было во все времена. Что касается прорвавшейся пошлости, которой как раз оказалось возможно не только кормиться, но и делать деньги, думаю, это временно. Всегда было и будет противостояние ей. Всегда находились и будут находиться пусть и единичные личности. Например, в одном и том же жанре Жванецкий – это высокое искусство, а Петросян и Задорнов скорее отвечают социальной установке на пошлость. Но сейчас, мне кажется, спрос публики меняется в пользу личностей неконъюнктурных, не отвечающих соцзаказу – хоть КПСС, хоть новых русских. В авторской песне, например, еще года два назад был почти кризис жанра. А вот сегодня люди уже насытились блатным и порно. Я это чувствую по изменению аудитории на своих выступлениях.

– Скажите, пожалуйста, а какие изменения произошли в авторской песне и чем вы объясняете увеличение внимания к ней публики?

– Авторская песня меняется – от Аполлона Григорьева, Вертинского и городского романса 20-х до Бориса Гребенщикова, которого можно считать явлением не только рок-культуры, но и ее соперницы – авторской песни. Современная авторская песня повернулась лицом к эстраде, к широкой публике, к массам. Таков успех Олега Митяева или Вероники Долиной, не говоря уже о Розенбауме.

В последнее время хлынул поток новых самодеятельных авторов как стихов, так и музыки. Многие из них еще и хорошие исполнители. Думаю, что из него вынырнут прекрасные новые имена. Молодежи много. Так что авторская песня не потонет в пошлости и, уверен, не умрет. Форма может и должна меняться, но суть, то есть задушевность, интимность и обращенность ко всем и к каждому останутся.

– Скажите, вы сами сумели сложить обстоятельства своей жизни так, что накопили богатый потенциал: геология, тектоника, геофизика океанского дна – 230 научных публикаций, профессор, участник более чем 20 океанских экспедиций, многократно опускались на дно океана, были на Северном полюсе и в Антарктиде, искали исчезнувшую Атлантиду, а в молодости искали и уран, и медь, и никель и находили. Наконец, ваша поэзия и проза – 8 поэтических сборников, 3 книги прозы, более двухсот песен – пленки, пластинки, компакт-диски (и человеческая память, присваивающая себе слова песен). Вы – член Союза писателей, президент Ассоциации российских бардов…

– Повезло, конечно. Не всем, к сожалению, повезло.

– Как в вашей песне: “Нас осталось мало”?

– Вот именно.

Наталья БЕЛОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Обувь от Аллы Пугачевой – счастливая мелодия наших шагов
АЛЕКСЕЙ КИМ: УМНОЕ КИНО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗРЕЛИЩНЫМ. И НАОБОРОТ
РОБЕРТ ДЕ НИРО ОТДОХНУЛ В “ФЕЛЛИНИ”
ЧУТЬ НЕ СОРВАЛСЯ КОНЦЕРТ THE ROLLING STONES
Я ИДУ ПО УЛИЦЕ, ЩЕКИ МОИ ДУЮТСЯ
“SPICE GIRLS”, ИЛИ “БЛЕСТЯЩИЕ”?
Здравствуй, “МузПравда”!
Дорогой Отарик!
Привет, Отарик!
“МИЛЫЙ ДРУГ” В “МОССОВЕТЕ”
ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ АКТРИСОЙ БЕЗ АМПЛУА
Александр Городницкий
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ, ТОВАРИЩ И “БРАТ”
МИНСКАЯ КОМЕТА С ХВОСТОМ МОСКОВСКИХ ПОКЛОННИЦ
JUICE – “SOMETHING TO FEEL”


««« »»»