«Черная месса»: Дьявольский союз

Black Mass Черная месса

Третья работа в режиссерской карьере Скотта Купера «Черная месса» являет собой образец добротного гангстерского фильма, которому же однако не по силам выдержать сравнения с лучшими представителями жанра. Это ни в коем случае не означает, что «Черную мессу» незачем смотреть – чего только стоит Джонни Депп, играющий здесь, без преувеличения, свою лучшую крупную роль за долгие годы, сбрасывая наконец «воробьиные перья», за что, весьма вероятно, получит четвертую номинацию на «Оскар». Правда, других знаков внимания от американской киноакадемии ждать «Черной мессе» не приходится.

Фильм основан на книге «Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии», раскрывающей факт сотрудничества ФБР с гангстером Джеймсом «Уайти» Балджером (Джонни Депп) длившемся более десяти лет с 1975 года в Бостоне. Получивший повышение в Бюро, Джон Конноли (Джоэл Эдгертон) через сенатора Уильяма Балджера (Бенедикт Камбербэтч), с коим они вместе росли, выходит на его брата, главу банды южного Бостона «Уинтер Хилл», Джеймса, которому предлагает сотрудничество и роль информатора ФБР. Это должно помочь Конноли сформировать дело против мафиозной семьи Анджуло, контролирующих север города, а Балджеру в последствии расширить сферу влияния на их территорию. Однако Балджер с самого начала грубо пренебрегает всеми инструкциями и, имея гарантию собственной неприкосновенности в виде статуса информатора, становится совершенно неконтролируемым, чего упорно не желает замечать Конноли, убеждая начальство в том, что информация предоставляемая «Уайти» исключительно ценна, что на самом деле, конечно, далеко не так. Таким образом банда Балджера смогла безнаказанно осуществлять свои преступления на протяжении почти двадцати лет.

При просмотре создается ощущение, что «Черная месса» страдает от желания создателей насколько возможно точно соответствовать реальным событиям и уместить все двадцать лет в два часа хронометража. Эта попытка хроникальности играет злую шутку с фильмом Купера – регулярно персонажи проговаривают свои действия и мотивацию, которые так и остаются репликами, никак не развитыми и поддержанными средствами кинематографа, что делает фильм перегруженным описательно-объяснительным текстом, а это, понятно, не является признаком хорошего кино. Сценарист Джез Баттеруорт, адаптировавший книгу Дика Лера и Джерарда О’Нила «Black Mass: The True Story of an Unholy Alliance Between the FBI and the Irish Mob», очевидно попытался уместить содержимое всей книги, но это обернулось лишь фрагментарностью повествования, штрихпунктирностью иных сюжетных линий, и, уже упомянутым выше, излишним упованием на пояснительный текст. Интересно пофантазировать на тему того, как бы картина смотрелось в формате телевизионного мини-сериала. Скорее всего, более органично, если бы в распоряжении у создателей было б, скажем, часов 6-8 вместо двух, чтобы как следует, без спешки, развернуть историю и не прибегать к диктатуре закадрового текста.

Построенный, как кажется поначалу, на флэшбэках нарратив, по идее, призван раскрыть со всевозможных точек зрения личность Балджера, но очень быстро становится заметно, что Купер и Баттеруорт так и не разобрались, кто же протагонист, от чьего лица ведется рассказ об обозначенных событиях, что фактически обессмысливает всю конструкцию с признаниями бывших подельников «Уайти» на допросах. Впрочем, Куперу не хватило совсем немного, чтобы сделать «Черную мессу» по настоящему сильной лентой – все элементы для этого уже в ней есть, проблема лишь в их организации.

Центральная коллизия, разворачивающаяся между Балджером и Конноли действительно любопытна. Для агента ФБР «Уайти» остался фигурой соседского парня, защищавшего его от прочих уличных хулиганов, эдаким авторитетным покровителем. С получением повышения ему кажется, что у него появился шанс наконец-то поравняться со своим «кумиром», утвердиться в собственном доминантном статусе. Но все это оказывается самообманом: с самого начала Конноли извивается перед Балджером, самолично отдавая ему весь контроль над ситуацией, и ни о каком равенстве говорить, конечно, не приходится. Больше того, влияние «Уайти» постепенно разрастается настолько, что уже полностью подчинив себе агента, он без стеснения вторгается и в его семью, где также безжалостно морально уничтожает и жену Конноли (Джулианна Николсон), недовольную изменениями в личности мужа. Персонаж Эдгертона не хочет и не может противостоять Балджеру, потому оказывается поглощен силой, которую он наивно надеялся приручить.


Лучший фильм осени 2015


Результаты опроса

Loading ... Loading ...

Значительный акцент делается и на кровное родство, для Конноли совместные ирландские корни служат главным оправданием слепой преданности Балджеру, для которого же эти узы имеют значение только в самом узком кругу, в который Джон войти не может, как бы не старался. Даже отправление вооружения ирландским повстанцам Балджером это жест не солидарности, а лишь следующий шаг в распространении своего влияния, что является главным и единственным мотивом всех его действий. Кровное родство же фактом, в которое заставляет себя верить только Конноли. По горькой иронии Джон Конноли в действительности получил почти самый большой срок из всех осужденных, кто был причастен к деятельности банды «Уинтер Хилл», так как отказался давать показания против Джеймса Балджера, впрочем, этот жест, как и все его предыдущие действия, вряд ли кто-нибудь оценил.

Словом, картина работает как площадка для раскрытия недюжинного таланта Деппа, который пробивается даже через слегка переутяжеленный грим, но в остальном, будучи, вне всяких сомнений, качественно выполненной работой, до лучших представителей жанра криминальной драмы, снятыми тем же Скорсезе, явно не дотягивает. Возможно, сосредоточься авторы исключительно на развитии взаимоотношений Балджера и Конноли, отбросив большинство побочных сюжетных линий, то им удалось бы сделать фильм более законченным, цельным и не столь прокламационным по исполнению.

Черная месса / Black Mass (2015)

«Черная месса»  Постер

Жанр: драма, криминал, биография

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Скотт Купер

Сценарий: Джез Баттеруорт

Продюсер: Скотт Купер, Джон Лешер, Патрик МакКормик

Оператор: Масанобу Такаянаги

Композитор: Джанки Экс-Эл

Художник: Стефания Челла, Джереми Вудворд, Кася Валицка-Мэймон

В ролях: Джонни Депп, Джоэл Эдгертон, Бенедикт Камбербэтч

Бюджет: $53 000 000

Мировая премьера: 4 сентября 2015

Премьера в РФ: 29 октября 2015, «Каро-Премьер»

Продолжительность: 123 мин. / 02:03


Мартин Скорсезе против Скотта Купера

«Черная месса»
«Черная месса»
Голосов:
0
«Волк с Уолл-стрит»
«Волк с Уолл-стрит»
Голосов:
0

Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Багровый пик»: Кровавая гора
«Ключи» о любви
Неконфликтный Ревякин и его «Мост»
Коротко
Киевлянка Овсиенко
«Незнайка» Петр Мамонов и его «Новые Звуки»
Музыка других планет
Альпийская интрига


««« »»»