СЛАВА НЕ ПОРТИТ СЛАВУ

Ростропович в окружении любимых

Книгой целой жизни считает Тамара ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО свое сочинение “Ростропович и его современники в легендах, былях и диалогах”. Славу она знает со студенческой скамьи. Былей и небылиц про него помнит множество.

– Когда я пришла в Московскую консерваторию, он уже был аспирантом. И не просто аспирантом, а кумиром и легендарной личностью. Представьте – перескочил сразу на пятый курс, сдавал экзамены досрочно. А после защиты диплома не сел, как обычно, в оркестр, а стал солистом филармонии, гастролировал по Союзу. На Северном полюсе побывал. На корабле по Енисею с баянистом попутешествовал – увлекло желание поиграть на виолончели там, где музыканты вообще никогда не бывали. В Голодной степи выступал перед людьми, не видевшими артистов “живьем”. В нем бурлит какая-то непостижимая энергия. Безмерность отпечатана на всей его жизни совершенно феноменальным образом. В свои 70 лет Ростропович дает 70 концертов в год. Спит по 3 – 4 часа в сутки. Жизнь вокруг него кипит…

Тамара Грум-Гржимайло много лет рассказывала о музыкантах на страницах газет и журналов. Поэтому мы раньше других увидели ее книгу и пoрадовались – красивая получилась вещь (издательство “Агар”). Написалась она за полгода, а материалы собирались всю жизнь. Живая связь великих музыкантов недоступна для постороннего глаза. Тамара Николаевна, как верный Санчо Панса, “спасала” эти детали, сохранила в своей памяти эпизоды поистине символические. Вот один из них.

Дмитрий Шостакович едет в Ленинград, чтобы услышать мнение Ростроповича о своем Втором виолончельном концерте, посвященном Мстиславу Ростроповичу, и аккомпанировать Галине Вишневской на ее концерте, где она исполняла вокальный цикл на стихи Саши Черного “Сатиры” – композитор презентовал эти “Сатиры” любимой певице. По свидетельству примадонны, композитор “сам играл и пел, а мы со Славой приросли к своим стульям совершенно ошарашенные, ошеломленные хлынувшим на нас потоком сарказма и беспощадного юмора”. Это было у них дома, а концерт состоялся 29 мая 1966 года – на следующий день композитора свалил тяжелейший инфаркт…

Великих современников Грум-Гржимайло воспела раньше, чем они вошли в ранжир классиков. Парадоксальный иронист Ростропович чаще всего избирает предметом собственного вышучивания свою персону. Однажды он пошутил очень крепко – написал в “завещании” Вишневской: “Если я умру в Париже, немедленно нужно взять частный “Конкорд”, посадить туда друзей и вместе с моим трупом отправиться в Нью-Йорк… Потому что я хотел бы прилететь в Нью-Йорк на два часа раньше своей смерти. Ведь мы вылетаем из Парижа в 11 утра, а прилетаем в 8 часов 45 минут того же дня”. Поистине, замечает автор, – “высшая готовность к смерти”.

Мстислав Леопольдович, пожалуй, – единственный из великих мастеров, кто публично признается в любви к людям, под чьим обаянием развивается он сам. Он славит Сахарова, сформировавшего его дух: “Я думаю, Сахаров был святой”. По свидетельству Башмета, “Слава плакал, когда слушал музыку Шнитке”. Юрий Башмет в этой книге поет гимн любимому Рострапу, как звали М.Л. студенты: “Он несся на бешеной скорости… А нужно заметить – когда появлялся Ростропович, то впереди него всегда несся такой столб “выдавливаемого” воздуха, знаете, как в метро, тогда поезд вырывается из туннеля. Он ведь как поршень – Ростропович! Он где-то там появляется, а впереди уже “сгущается” атмосфера…”

Музыканты, близкие по жизни и творчеству, уютно чувствуют себя в этой книге, полной редчайших фотографий, с которых смотрят на нас прекрасные лица русских интеллигентов. Они застыли в живых позах, с неожиданными жестами. Любимый фотограф Ростроповича и Вишневской Эдуард Левин создал массу выразительных лирических портретов гениальной четы. Тамара Николаевна Грум-Гржимайло – друг дома. Она была приглашена на все юбилейные торжества великого Славы, даже в Париже побывала по приглашению месье Ширака.

В конце книги приведен справочный материал, где перечислены награды и почетные звания Ростроповича. Он член шести академий, одних орденов у него 24. Они экзотичны и непредставимы. Хотя бы эти: Командор искусств Франции, Командор Ордена Почетного легиона. Он награжден греческим орденом Феникс, высшим орденом Англии, название которого – “Почетный рыцарь-командор светлейшего ордена Британской империи”, Большой Кавалер ордена “За заслуги” (Италия)… отмечен 21-й иностранной медалью. В этом медальерном ряду великого музыканта значатся 4 медали СССР: “За победу над Германией”, “За освоение целинных земель”, “800-летия Москвы”, “100-летия со дня рождения В.И.Ленина”. Музыка тут как бы ни при чем.

Тамара бывала в парижской квартире Ростроповича и Вишневской в районе Трокадеро и не раз в московской – на Огарева: “Куда же ты запропастилась?” – встречает меня хозяин. А через распахнутую дверь квартиры… несется мне навстречу знакомый аромат гречневой каши… И вот мы уже чаевничаем на кухне под веселое бульканье гречневой каши, которую он сам себе готовит…”

Оказывается, простота созвучна с гениальностью. Об этом написан эта очень хорошая книга.

Наталья ДАРДЫКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОК – ЭТО ИСКУССТВО
БОИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
“ЭТО ВСЕ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ”
РОД СТЮАРТ ВЫИГРАЛ У КРЕМЛЯ – 2:0
АКЦИОНЕРЫ “КОСМОС-ТВ” ЛОББИРУЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЧЕРЕЗ ПОСЛА США КОЛЛИНЗА
МУЗЫКА ВМЕСТО СУМБУРА
АПЕЛЬСИНЫ ЗА”ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ”
ЗВУКОВАЯ ПАЛИТРА НОВОГО СВЕТА
ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ IX ВЕКА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДУЭТ
“СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА” ДРОНОВА ЖДЕТ РЕБЕНКА
“ПОСТЕЛЬ’97 ДОКАЗАЛА: СЕКС В РОССИИ ЕСТЬ


««« »»»