Встречи на “Театральной площади”

В Москве уже во второй раз прошел фестиваль “Театральная площадь”. Его учредители: Министерство культуры РФ, театральное агентство “Восток – Запад”, промышленная группа “Подъем”, при участии Конфедерации Союза кинематографистов. Большинство режиссеров, чьи спектакли были включены в афишу, принадлежат к поколению 30 – 40-летних. Это, собственно, и определило принцип отбора участников. Но в то же время, как точно сказал один из них, Вадим Данцигер, “понятие молодая режиссура – это не возраст, а состояние души”.

Главным плюсом фестиваля стало открытие новых имен и новых театров. Среди них есть и такие, которые работают уже достаточно давно, но известны многим лишь понаслышке. Что, конечно, не относится к театру “На Покровке”, представившему своих знаменитых “Трех сестер” в режиссуре Сергея Арцибашева. Присутствие на фестивале этого театрального коллектива, десять лет назад начинавшего жизнь в нескольких комнатах на Ольховке, а ныне обретшего свое помещение и завоевавшего мировое признание, воспринимается скорее как пример для подражания и как весьма обнадеживающий фактор для остальных участников смотра.

Наличие в афише спектакля Юрия Еремина “DREISIEBENAS”, или “Пиковая дама”, наверное, в большей степени объясняется “территориальной принадлежностью”, поскольку большинство фестивальных постановок было показано на сцене филиала Театра им. Пушкина. Сам же спектакль известного режиссера представляет собой фантазию на пушкинскую тему также небезызвестного Николая Коляды. Знакомый сюжет оборачивается историей безрадостного существования обнищавшего немца Германна в России. А Россия и Германия существуют, как два взаимоотталкивающихся и взаимопритягивающихся полюса. Людям же, говорящим в прямом и переносном смысле на разных языках, понять друг друга не дано.

Фестивальная афиша в целом привлекла прежде всего своим разнообразием. В ней оказались представлены нередко противоположные направления, стили и жанры. Правда, и уровень профессионального мастерства тоже был неодинаков.

“Игрушки Бертрана” (постановка Доктора Да, театр “черноеНЕБОбелое”) – зрелище достаточно элитарное, требующее настроя на некую определенную волну, предложенную авторами. Синтез отточенной, “гуттаперчевой” пластики, сбивчивых звуковых и световых ритмов воздействует энергетически не столько на разум, сколько на подсознание. Странные трансформации двух человеческих фигур с движениями марионеток, с лицами, скрытыми за контрастным гримом, воспринимаются как сплетение сна и яви, реального и потустороннего.

Версия гоголевской “Ночи перед рождеством” (постановка Владимира Красовского, театр “Город”), напротив, предельно проста, возможно, даже излишне упрощена. Театр из Долгопрудного словно старательно расставляет все точки над “i”, избегая сложных режиссерских решений и подробной разработки характеров. Лубочно-фольклорные мотивы, взятые за основу в сценографическом и музыкальном оформлении спектакля, диктуют и определенную манеру исполнения. Действие строится на некой череде шуток-прибауток, а персонажи рисуются по преимуществу одной краской. Добродушный простак Вакула (Е.Еськов), кокетливо томная Оксана (С.Рощенкова), сексуально озабоченная Солоха (А.Лебедева), невозмутимо важный Голова (В.Красовский), жалковатый недотепа Дьяк (М.Кутейников), деловито энергичный Черт (Г.Курбанмагомедов)… Простительное для небольшого города желание привлечь самого разного зрителя приводит все же к намеренному снижению уровня постановки.

К сложной цветаевской драматургии обратилась режиссер Мария Дроздова в спектакле “Метель”. Театр “Без вывески”, существующий уже 22 года, вдалеке от центра Москвы, имеет своего зрителя и выполняет своего рода просветительскую функцию.

Особый ритмический строй прозы другого поэта – Ф.Г.Лорки – очень точно почувствовал постановщик спектакля “Страсти по Аделе” Геннадий Шапошников (театр “Ангажементъ”). Изменив название (“Дом Бернарды Альбы”), режиссер сосредоточил внимание на “свойствах страсти”, то тихой, затаенной, то бурной, взрывной. Правда, кажется не совсем оправданным выдвижение на первый план лишь одного женского имени, поскольку все героини спектакля – пять дочерей Бернарды, запертые ею в доме, ее мать и служанка – в разной степени полны этой неукротимой страсти. Да и сама Бернарда (Л.Дамаскина), внешне зажатая, с прямой спиной и отставленными назад локтями, старательно убивающая в себе все чувства, не может сдержать боли и отчаяния при виде погибшей дочери. Внешняя форма спектакля строга, лаконична и одновременно красива. Черные решетчатые стулья, гирлянда из гроздьев винограда и многочисленные оттенки от темно-серого до серебристо-стального в костюмах героинь. Четкая графика мизансцен, постоянно меняющийся ритм речи и движений. Вялая замедленность – как затишье перед бурей, и вдруг – взрыв, выплеск долго и мучительно сдерживаемых эмоций. Любовь, ненависть, ревность сталкиваются в искусственно замкнутом пространстве. И финальное фламенко – как торжество вырвавшейся на свободу страсти.

И еще один спектакль о страсти, заключенный в рамки традиционного конфликта между чувством и долгом, – “Юдифь” (режиссер Вадим Данцигер, Центр драматургии и режиссуры) по пьесе в стихах Елены Исаевой. Та же лаконичность оформления: белая ткань, превращающаяся то в купол шатра, то в легкое покрывало, то в прозрачную стену. И яркие цветовые пятна костюмов: черный, красный, желтый. Приметы древней эпохи даны лишь легкими, изящными штрихами. И снова страсть. Смелая, непокорная Юдифь (В.Воронкова), одержимая жаждой спасти родной город от войск Олоферна, приходит в лагерь ассирийцев уверенной и твердой. Ее коварно-вкрадчивый голос, стремительные, но осторожные движения напоминают поведение хищного зверя перед решающим броском. Но она сама попадает в капкан: ненависть к врагу оборачивается любовью. То же происходит и с Олоферном (А.Груздев). И убийство возлюбленного, принесшее победу соотечественникам, становится вечной болью для Юдифи. В финале она сама кажется мертвой, и лишь надежда на встречу с Олоферном по ту сторону бытия дает ей силы. Мифологический сюжет наполняется живым чувством. А спектакль, постоянно держащий в напряжении, выглядит стройным и цельным.

Другая “антрепризная” постановка порадовала куда меньше. “Черта” (режиссер Михаил Горевой) на “Фабрике театральных событий” – событием не оказалась. Пьеса американского драматурга Израэля Горовица, повествующая о вечной жестокой и нелепой борьбе людей за первенство, даже в очереди за билетами на футбол, представлена как очередное коммерческое действо “а ля Бродвей”. Помещенные в подробных пресс-релизах настойчивые обещания эпатирующего зрелища свелись к жонглированию традиционными атрибутами эстрадного шоу. Отдельные актерские находки не спасли спектакля, рассыпающегося на репризы и концертные номера.

Рядом с шумной, громыхающей “Чертой” постановка Андрея Любимова “По поводу мокрого снега” (по “Запискам из подполья” Ф.Достоевского, Театр “Апарте”) кажется предельно тихой. Она имеет подзаголовок “Монолог на троих”. И действительно три персонажа – Я (А.Орловский), Он (Д.Дежин), Она (М.Козлова) – составляют как бы одно целое, даже движения их порой синхронны. Но в то же время эти, словно живущие в одном человеке, части целого находятся в постоянном противоречии. Присущий Достоевскому мотив раздвоенности представлен здесь определенно и зримо. “Я” – забитый, нерешительный, жалкий, но полный грандиозных планов мечтатель. “Он” – ироничный, лукавый, энергичный реалист. Они противоположны и взаимодополняющи, и одному без другого не жить.

Фестиваль завершился. Но его участники и организаторы не намерены расставаться. На заключительной пресс-конференции продюсер фестиваля Валерий Магдьяш и вице-президент Ассоциации деятелей театра Средиземноморья Ришар Мартен говорили о продолжении работы как в Москве, так и в Марселе, где ранее уже прошел Русский фестиваль искусств.

Марина ГАЕВСКАЯ.

Фото Михаила ГУТЕРМАНА.

На снимках: сцены из спектаклей “Игрушки Бертрана”, “Страсти по Аделе” и “Юдифь”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 10 по 16 ИЮЛЯ
ВРЕМЯ ДЕЛИТЬ ДЕНЬГИ
СИБИРСКИЕ ВЕЗУНЧИКИ
Многоликий Никас
KISS НА АУКЦИОНЕ
СОЛНЕЧНЫЕ «РУКИ ВВЕРХ!» – ВЕЛИКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ И ВДОХНОВИТЕЛИ
“Золотое сечение” по наитию
ТРЕТЬЯКОВА ЧУТЬ НЕ ОТРАВИЛИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА
Такой симпатичный “ужастик”
УИЛСОН ПЕРЕД СУДОМ
КИНОАКТЕР МАЙКЛ ДЖЕКСОН
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
АРХИЕПИСКОП НЕ СЕЧЕТ
ЖАСМИН НАРАСТИЛА “КОНСКИЙ ХВОСТ”
Уважаемый Филипп Киркоров!
ПОЖИЛОЙ СЕКС-СИМВОЛ
НОВЫЕ ИМЕНА В ЗАЛЕ СЛАВЫ
СЧАСТЛИВА. ПОТОМУ ЧТО… НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
ЛЕОНИДОВА ОБВИНИЛИ В ПЛАГИАТЕ
Коротко
ОТПУЩЕН ПОД ЗАЛОГ
Дарить – хорошая привычка
Уикенд
Когда и целого мира мало
Здравствуйте, дорогая редакция газеты “Музыкальная Правда”!
КИНО с 10 по 16 ИЮЛЯ
ЧИЧЕРИНА ПОВЕЛАСЬ НА МУЗЫКУ ЦОЯ


««« »»»