В кукольном театре “Жар-птица” состоялась премьера по пьесе драматургов Романа Сефа и Сергея Ларионова “Тайник на Манежной площади”. Уж в самом слове “тайник” заключено нечто таинственное, связанное с приключениями, может быть, даже страшными. А в сочетании с Манежной площадью сразу наводит на мысль о недавней реконструкции последней и проводившимися там археологическими исследованиями. Собственно, так оно и есть. Придуманный авторами сюжет вбирает в себя день нынешний и век минувший, а точнее, век IX, когда впервые в летописях была упомянута Москва, 850-летию которой и посвящен спектакль. Из современных героев в пьесе действуют только двое – школьники Настя и Костя, нашедшие на раскопках площади кубышку со старинными монетами. Вокруг этого клада и закручивается почти детективная история с персонажами русских народных сказок – Домовым, Кикиморой и Оборотнем, проживающими в здешних местах. Они-то и являются главными действующими лицами забавно-авантюрной интриги, где смешались любовь (Кикиморы к Домовому), деньги, молодильные яблоки и прочие сказочные атрибуты. Главный режиссер “Жар-птицы” Ю.Горин, постановщик “Тайника”, вместе с художником А.Веревкиным придумали очень любопытное, неординарное решение спектакля в сочетании живых актеров с куклами. Три основных героя – Домовой, Кикимора и Оборотень предстают одновременно в двух ипостасях – на три четверти в живом плане над ширмой, на одну – в кукольном. При этом кукольными являются только их ноги, почти в натуральную величину, естественно гротескные, очень смешные. Они двигаются в логике движения всего персонажа, но при этом живут как бы своей собственной жизнью: сердятся, ссорятся, мирятся, кокетничают друг с другом. Они – часть персонажа и немного обособлены от него. И достигается этот “сюр”, это “чуть-чуть” от Сальвадора Дали тем, что каждого героя играют 2 актера: один – живой, над ширмой, другой – управляющий ногами. Домового создают актеры А.Балякин и И.Новиков, Кикимору – Н.Соболева и Т.Лисицына, Оборотня – Н.Малинкин и Н.Смирнов. А так как весь спектакль играется по принципу “черного кабинета” – сцена обтянута черным бархатом и актеры все в черном открытым приемом водят кукол, придуманное режиссером решение становится вдвойне интереснее.
Следует отметить и оригинальную музыку композитора А.Основикова, в которую автор тактично ввел музыкальные цитаты песен о Москве И.Дунаевского.
“Тайник на Манежной площади” от начала и до конца смотрится с интересом и доброй улыбкой, потому что делали его люди талантливые, с большой любовью и от чистого сердца.
Татьяна ВАСИЛЬЕВА.