«Марсианин»: Настоящему ботану завсегда везде ништяк ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фантастический фильм «Марсианин» выйдет в российский прокат 8 октября 2015 года. Режиссер: Ридли Скотт. В ролях: Мэтт Дэймон, Кейт Мара, Джессика Честейн и другие.

Американские астронавты возвели на Марсе космическую станцию и занялись исследованиями грунтовых пород. До конца экспедиции оставалась еще пара недель, но внезапно налетевшая буря нарушила планы покорителей далекой планеты. Экипажу пришлось спешно эвакуироваться, а одного из его членов посчитали погибшим и не стали забирать с собой. Но раненый Марк Уотни все же очухался и, доковыляв до космической станции, оказал себе первую помощь.

Хотя проблем у затерянного в космосе оказалось выше крыши, он не стал впадать в панику и терять присутствие духа. Первым делом Уотни рассчитал имеющиеся запасы еды и принялся вести видеодневник. До следующего визита астронавтов провианта бы точно не хватило, поэтому Марк, будучи по образованию ботаником, срочно озаботился выращиванием урожая. Кое-как наладив свой быт на Марсе, изобретательный герой нашел способ связаться с Землей. Грамотное руководство НАСА почуяло, что дело пахнет громкой пиар-акцией «спасем астронавта Марка», и решило вывернуться наизнанку, чтобы под звуки фанфар вернуть космического странника домой.

Положенная в основу «Марсинанина» книга Энди Вейера считается бестселлером. Когда-то автор скромно выкладывал по главе своего детища на сайте Amazon и просил за прочитанное сущие копейки. С каждой новой порцией популярность чтива росла в геометрической прогрессии, так что к финалу на писателя вышли книгоиздатели и подписали с ним контракт. Книгу хвалили за основательные научные выкладки, а среди ее благосклонных читателей оказались даже наши космонавты. Адаптируя роман для экранизации, режиссер Ридли Скотт сократил длинные расчеты, в результате большая часть выжимки оказалась нелепой и неправдоподобной. Настоящим издевательством над здравым смыслом стал, например, радикальный апгрейд марсианской ракеты, которая в результате полетела чуть ли не с помощью парниковой пленки и изоленты.

Велик соблазн квалифицировать все происходящее на экране, как ненавязчивую пародию на фантастические эпопеи о покорителях космоса. В этом смысле место действия выбрано очень удачно, ибо, несмотря на всю свою загадочность и труднодоступность, Марс часто описывают в массовой культуре в легкомысленном тоне. «Если бы на Марсе были города!» – мечтательно восклицает группа «Браво», как бы забывая о том, что их первая вокалистка Жанна Агузарова объявляла себя уроженкой этой планеты. Столичная панк-команда «Ульи» перед полетом на Марс заботливо инструктирует: «С собой берем воду и квас». Первый вокалист концертного состава «Гражданской Обороны» Олег Манагер в интервью Егору Летову описывал Марс как пристанище беззаботных нонконформистов: «Есть такой свердловский мужчина Дик… Мне кажется, если его отправить на Марс, он там трубочку покурит, всё при нём. У него понюшка табака, у него бумажечка, чаек, булочка хлеба, сухарик, может быть (или пыльца от сухаря), сахарок. Он спокойно будет себе ходить по Марсу, что-нибудь изучать, по камешкам стучать. Гуляет, шествует, а там уж – как доведется».

Поразительно, но Марк Уотни ведет себя на Марсе именно так, как нафантазировал себе безбашенный Манагер. Видимо, потому, что это и есть собирательный портрет подлинного ботаника – не столько по образованию, сколько по своему менталитету. Такие люди – всегда немного мизантропы. Цивилизация их утомляет, и в самых сокровенных мечтах они видят себя совершенно одинокими на некой безлюдной планете. Именно поэтому даже самая кардинальная смена декораций не страшна, ведь они и так всегда живут в собственном диковинном мире и довольствуются тем, что принято называть «своей атмосферой». Симптоматично, что главной трагедией Уотни считает не острый недостаток продовольствия и скверные бытовые условия, а отсутствие нормальной музыки (которую так и не удалось обнаружить среди залежей примитивного диско). Однако и на этой проблеме он не зацикливается, так как стоит ему возомнить себя колонизатором, пиратом и супергероем, как он моментально превращается в подлинного властелина вселенной, для которого нет никаких преград. В общем, все, как в хрестоматийной песне группы «Ноль»: «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк».

Сложность и неочевидность этого кода способна отвратить от «Марсианина» часть потенциальной аудитории. Интеллектуалов, ассоциирующих себя с «ботаником» Уотни, скорее всего, возмутит недетский пафос фильма и неприкрытая реклама НАСА. Менее взыскательному зрителю будет не хватать остросюжетных моментов и сентиментальных флешбеков. Зато пурпурными пейзажами Марса все точно останутся довольны.

Денис СТУПНИКОВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»