Недавно созданный Театр музыки и драмы Стаса Намина представил на суд зрителей новую постановку – мюзикл «Волосы».
Неудивительно, что именно этот спектакль заложил основу репертуара театра: движение хиппи, молодежный бунт, травка, вселенская любовь, рок-н-ролл – близкая тема для Стаса Намина. В шестидесятые годы он был свидетелем и участником аналогичных процессов в нашей стране, разве что длинных волос не носил – не позволяла учеба в суворовском училище, куда он был определен за плохое поведение и склонность к хулиганству. И вот легендарный мюзикл, о котором в прежние годы слышали лишь по пробивающимся сквозь треск и шумы западным радиоголосам, представлен в Москве, и на его премьере во Дворце молодежи мне довелось побывать.
Естественно, что не обошлось без американцев. Режиссура и хореография (Бо Кроуэлл) были выдержаны в лучших традициях бродвейских постановок. Оригинальную музыку Голта Макдермота удачно аранжировали Кристиан Несмит и Валерий Диордица: они придали ей современное звучание, но сохранили дух шестидесятых. Художественное оформление Зураба Церетели с его тенденцией к гигантомании оказалось очень подходящим для спектакля – созданная им декорация нью-йоркского Центрального Парка с видом импрессионистски искаженных небоскребов точно соответствовала настроению мюзикла. Перед началом представления и в антракте крутили записи Jefferson Airplane, Боба Дилана, Саймона и Гарфанкла, Rolling Stones – все в точку.
Действие мюзикла разворачивается в 1968 году, его герои – «племя любви», а попросту хиппи. Глядя на подобранных актеров, можно было только радоваться, что у нас столько молодых талантов – все с голосами, все умеют петь, да еще и обладают неплохой пластикой; безусловно, и хореограф постарался на славу. В спектакле задействована живая музыкальная группа, общее звучание было вполне на уровне – чувствовалась хорошая звукорежиссура. Русский перевод текстов был выполнен в современном молодежном стиле, очень живо, с юмором, со смехуечками, с «заездами» в нынешнюю российскую действительность.
В первом же музыкальном номере – «Эра Водолея» – солирует Софи Окран, исполнительница роли Дионн. От ее вокала у меня поползли мурашки по спине; такого мощного и чистого голоса, как у этой русской негритянки, я не слышал давно. Это было потрясающее пение – с широким диапазоном, экспрессией, безупречным интонированием и владением голосом; местами оно вызывало во мне ассоциации с пением Ареты Франклин и Дженис Джоплин. Вне всяких сомнений, что Софи Окран – просто бесценная находка для театра Стаса Намина.
Интересен был и главный герой мюзикла Клод в исполнении Сергея Вершинина. Помимо неплохого пения и пластики, он продемонстрировал еще и хорошие актерские способности, играл очень естественно и убедительно.
Из музыкантов не могу не отметить бас-гитариста Александра Грецинина – его игра отличается высокой техникой, вкусом и музыкальностью (чувствуется влияние Пасториуса); в некоторых местах его нестандартные басовые линии были настолько интересны, что даже отвлекали от вокальных партий.
Самой яркой сценой спектакля стал финал, с его накалом страстей и драматическим исходом событий. Заключительный номер «Верю в солнце» можно назвать квинтэссенцией мюзикла и гимном всего движения хиппи, всего «племени любви». Зал устроил овацию исполнителям, особенно неистовствовали волосатые молодые люди в первых рядах. Хотелось бы верить, что наше юное поколение будет больше смотреть такие вещи, как «Волосы», и меньше уделять внимания каналу MTV. Глядишь, тогда и количество дебилов и онанистов в стране уменьшится…
Александр ОСИПОВ.