Средь суетной Москвы, в районе офонаревшего Арбата давали старый водевиль.
Нонсенс, – скажете вы, так же подумал и я. Но поднялся занавес, и началось чудо. Горящие глаза, подкупающая искренность, молодой задор, который так редко встретишь в Большом Академическом театре, совершенно обезоружили зрителя, готового простить небольшие огрехи и отсутствие опыта, и даже неспособность защититься от зала. Они еще только учатся в Щукинском училище, заслуженные награды и звания у них впереди, но сегодня они горят тем настоящим пламенем, которое и растопило лед скепсиса пришедшего зрителя.
Деньги – “герой нашего времени”, мерило ума, сословного положения, душевных качеств – предстали в предложенных зрителю пьесах лакмусовой бумагой, выявляющей истинные лица персонажей, реальную мотивацию поступков и слов, душевную убогость, скрытую за показными принципами, светскими разговорами и общей приятностью.
Студентам под руководством опытного режиссера-педагога Михаила Борисова удалось избежать штампов и пошлости, обычно привычных для работающих в этом жанре.
Легко, весело и заразительно ввели они зрителя в историю старого водевиля из французской жизни в переводе Павла Коротыгина “Чудак-покойник, или Таинственный ящик”.
К.Иванченко, исполнявший роль журналиста, поразил виртуозной “мироновской” пластикой, присущей данной театральной школе. Уверенно и блестяще отображая внутреннюю пустоту, алчность своего персонажа. Инквизитор и лицемер по призванию, способный задушить своими “лайковыми руками” не только мнимого грешника, но и собственную совесть.
Поистине всех “несчастливцевых” сразу сыграл С.Мамаев, исполнявший роль актера-неудачника. Масштаб и мощь ошеломляют, подкупая зрителя простотой и искренностью. Как радуется зритель, когда его нелепое служение на ниве театра вознаграждается назло чванливому и агрессивному ханжеству.
Избежать хрестоматийности удалось постановщику М.Борисову и во втором водевиле вечера “Беда от нежного сердца” Ф.Сологуба. Абсолютно современными предстали персонажи перелицованной пьесы, а куплеты, написанные специально для этого спектакля, придали ему столько шарма и обаяния, редкого в наши дни. Узнаваемость образов, созданных студентами под руководством мастера, восхищает. При общей бенефисности ансамбля поражает легкость и уверенность почерка Ю.Колокольникова, исполнявшего главную роль. Зритель с неподдельным интересом наблюдает, как персонаж пытается разобраться, где настоящее, где любят его, а не отцовские деньги. Эта история золушки наоборот, мечтающей появиться на балу в старом платье и в стоптанных башмаках, а не в карете шестисотого номера, способной в одночасье превратиться в тыкву.
Сняв копоть и отряхнув пыль уверенной рукой опытного фонарщика, зажигающего звезды и фонари, М.Борисов осветил старые водевили, заигравшие в лучах его видения новыми гранями, отразившими в себе современность вечных вопросов.
В заключение несколько вопросов к Михаилу Борисову.
– Вы довольны тем, что получилось?
– Сейчас спектакль только рождается. Правда, это студенческая постановка. Так что раз десять сыграем, и все. Такова судьба дипломных спектаклей. Они мотыльки-однодневки. В этом их беда. Спектакль мог бы несколько лет веселить людей, но, к сожалению, он к середине июня прекратит свое существование.
– Расскажите о ребятах, занятых в спектакле.
– Среди них очень много одаренных людей. Театральное училище им. Щукина, как я считаю, самая театральная школа мира. И я имею честь здесь преподавать. Бездарных людей не бывает, их просто выгонят, если кого-то приняли по ошибке. Но есть просто фантастически одаренные ребята, до гениальности. И таким артистом, по моему мнению, является Юра Колокольников. Он исполнял роль Александра Васильевича. Я считаю, что это просто явление в театре по его внутренним и внешним данным. Он у нас играл Гамлета. Не знаю, останется ли он в стенах театра Вахтангова. Появление такого артиста равносильно появлению в свое время Юрия Васильевича Яковлева. И кстати, когда Яковлев выпускался, он играл эту же роль. Я бы выделил Лену Чеботоркину, которая играла мамашу, Нинель Багаеву. Оля Чудакова в роли барышни. Да все хороши. В первом водевиле Андрей Покатилов – лирический герой, Мамаев Сережа – это тоже явление в театре. Им даны роли, которые они оправдывают. Мне все они дороги. И постановочный коллектив, с которым мы уже не первый раз работаем вместе. Балетмейстер, автор музыки и автор текстов.
– А что – все сочиняли сами ребята?
– Нет, это не самодеятельность, и они не должны ничего писать. Здесь приложили руку профессиональные авторы. Это мой друг, с которым я много десятков лет вместе работаю, журналист Владислав Торчевский, написавший куплеты. Наталья Васильевна Гриценко, которая сочинила к ним музыку. Балетмейстер Филиппова. Это совместная работа, все создается вместе, а затем отбирается лучшее.
А.КОНАШЕНКОВ.
На снимке: Михаил Борисов со студентами.