Век живи, век учись

Так уж случилось, что почти одновременно в Москве показали свои спектакли два “гостевых”, если можно так выразиться, коллектива: свой отечественный, из близкой к столице Рязани, и иностранный, хорошо известный в Европе “Театр Види-Лезанн” из Швейцарии. Ни под какое сравнение они не подходят, каждый интересен сам по себе, однако же некоторые уроки из их краткого посещения столица может почерпнуть для себя.

И он вернулся

В свое время, когда создавался в Москве Театр Дружбы народов и во главе его встал Евгений Рубенович Симонов, планы деятельности этой организации были многопрофильны и географически обширны: предполагалось взаимодействие и взаимопроникновение через театральное искусство национальных культур всех народов, населяющих тогдашний бескрайний СССР. Со временем Театр Дружбы народов поменял название на Театр наций, учитывая распад СССР и превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства. А дальше – финансовые тиски, резко сузившие всю работу. К счастью, за последние два сезона положение стало меняться к лучшему: замелькали афиши гастролей театров, даже зарубежных, фестивалей, конкурсов и смотров, в которых деятельное участие принимает Театр наций, возобновилась после долгого перерыва его программа “Национальное достояние России”, задачей которой является показ в столице провинциальных спектаклей с участием своих лучших актеров, по степени таланта и мастерства завоевавших право именоваться национальным достоянием страны.

В рамках этой программы был приглашен недавно в Москву Рязанский театр драмы с пьесой Александра Галича “Вас вызывает Таймыр”, где в ролях Автора и некоей Елизаветы Михайловны Кирпичниковой выступили народные артисты России Виктор Приз и Людмила Коршунова.

Комедия Галича старая-престарая, написанная еще молодым драматургом в первые послевоенные годы. Пережившая страшнейшую войну страна жила счастьем победы наперекор всем житейским трудностям и тянулась к радости, к веселью. В театрах особый успех имели комедии и непритязательная пьеса – шутка Галича тут же была поставлена в Театре сатиры. Успех спектакля превзошел все ожидания. Публика буквально ломилась на “Таймыр”. Да и как было не ломиться при тогдашнем составе труппы театра, где даже в эпизодических ролях играли звезды первой величины. Потом пьеса была забыта. Когда же Галича как нежелательный элемент выслали за пределы СССР, пьесу и вовсе забросили на самую дальнюю, пыльную полку.

А Галич в эмиграции мечтал о России, верил, что настанет время и он вернется. Написал песню “Когда я вернусь”.

Художественный руководитель Рязанского театра Жанна Виноградова решила воскресить забытую пьесу, введя в нее образ Автора, как бы чуть-чуть отстраненно смотрящего на свое давнее произведение и с нескрываемой горечью и грустью повествующего о драматических зигзагах собственной судьбы. Зазвучали в спектакле и песни А.Галича, в том числе его исповедальная “Когда я вернусь”.

Разумеется, с позиций сегодняшнего дня энтузиазм галичевских героев, бескорыстно помогающих друг другу, верящих в светлое завтра, рвущихся осваивать необжитые просторы Севера, выглядит наивной романтикой. Зато все комедийные хитросплетения сюжета, забавная путаница персонажей дают возможность режиссеру выстроить пусть непритязательный, но милый, веселый спектакль, населенный добрыми, хорошими людьми. На большее, увы, он не тянет. Как память об Александре Галиче, как повод вернуть нынешнему молодому поколению имя знаменитого в свое время поэта, барда-шестидесятника постановка “Таймыра” рязанцами – акция благородная. Однако же пытаться показать лучших актеров театра на ролях Автора и эксцентричной, манерной дамочки, появляющейся, кстати, только во втором акте, да и то ненадолго, – дело безуспешное. И В.Приз, и Л.Коршунова теряются в общей смешной сумятице эскизно набросанных драматургом характеров. Психологической глубины, сложности образов здесь нет и заведомо автором не предусматривалось. Обаятельная меланхолия Автора, семенящая походка Кирпичниковой – вот и все, что в состоянии показать в ролях своих героев В.Приз и Л.Коршунова. А нам остается поверить на слово рекламирующей их афише, что это действительно замечательные актеры.

То, что Театр наций возобновил свою программу “Национальное достояние России”, отрадно. Только для полноценного показа выдающихся актеров российской провинции, а их у нас множество, нужна и соответствующая драматургия. Талант, как драгоценный камень, требует дорогой оправы. Лишь тогда он засверкает в полную свою силу.

На снимках: Автор – В.Приз, Кирпичникова – Л.Коршунова.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как живешь ты, “Отчий дом”?
НЕМОЛЯЕВ В КЛИПЕ
ЭФФЕКТИВНЕЕ, БЕЗОПАСНЕЕ, КОМФОРТНЕЕ…
ЗАМЫСЕЛ РОДИЛСЯ В WC
АЛЕКС ЧУВСТВУЕТ ДЫХАНИЕ СМЕРТИ
Здравствуйте, уважаемая редакция “Музыкальной Правды”!
НОВЫЙ АЛЬБОМ “НС”
ЗНАЙ НАШИХ!
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ШТУРМ
МАКСИ-СИНГЛ «КАЛИНОВА МОСТА»
ПРИРОДНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА
ВЕРЮ В СОЛНЦЕ
«МАНГИ» НЕ РУГАЮТСЯ!
ОЙ, МАМА, ШИКА ДАМ!
АЛМАЗНЫЙ ДОЖДЬ БЛЮЗ-РОКА
Коротко
С ДНЕМ ВАРЕНЬЯ!
СЕРГЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ: ПРИШЛО ВРЕМЯ СНИМАТЬ МУДРОЕ КИНО
EAGLES ВОЗБУДИЛИ ИСК
РАСПАД SMASHING PUMPKINGS НЕМИНУЕМ
Уикенд
КИНО с 12 по 18 ИЮНЯ
ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЕЦ БОИТСЯ КОНЦЕРТА
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 12 по 18 ИЮНЯ
МЕНЕДЖЕР-СТУКАЧ
Польша после развода
НА BUSH ПОДАЛИ В СУД
А мизантроп Альцест вовсе не зануда!
УКРАДЕНЫ ВОРОТА ОТ ПРИЮТА
Новый старый водевиль
ХАЙНД ВОЗДЕРЖИВАЕТСЯ
Виктор Королев попал во “Всемирные казусы”
ЭМИНЕМ ПРОТИВ GAY & LESBIAN
Георгий Васильев и Алексей Иващенко: Нам сейчас не до песен
ЖАЛОБА НА АРТИСТКУ


««« »»»