Я ОТВЕЧУ: МУ

Когда в 1987 году в передаче «Музыкальный ринг» вся страна увидела группу «Звуки Му», это был шок для всех. Мнения разделились диаметрально – первая и большая их часть была примерно такая: «омерзительное зрелище», «как можно такое показывать по телевизору», «привлечь к ответу этих тунеядцев и алкашей», «это издевательство над больными с церебральным параличом» и т.д. Вторая часть мнений, принадлежавшая людям, которые всегда в меньшинстве, была несколько иная: «настоящее искусство», «гениально», «глоток свежего воздуха», «наконец-то, появилось» и т. д.

Как обычно и бывает, меньшинство оказалось правым. То, что сделали в восьмидесятые годы «Звуки Му», возглавляемые Петром Мамоновым, можно смело заносить в сокровищницу мировой рок-культуры. Это была фантастическая группа, с уникальной музыкальной концепцией, значительно опередившая свое время. «Звуки Му» не похожи ни на кого – ни до, ни после них; стиль группы можно определить как театрализованный сплав джаза, блюза, рок-н-ролла, новой волны и арт-рока.

Помимо Мамонова, в состав ансамбля входили Алексей Бортничук (гитара), Александр Липницкий (бас-гитара), Павел Хотин (клавишные) и Алексей Павлов (ударные). Только двое последних были профессиональными музыкантами, причем оба тяготели к джазу; именно они, главным образом, создавали аранжировки и общую концепцию звучания. Липницкий и Бортничук никогда не учились музыке, а первый вообще впервые взял в руки бас-гитару в 31 год; тем не менее, оба обладали нестандартным музыкальным мышлением, и их игра точно соответствовала творческому духу команды.

Безусловно, главной и самой яркой фигурой в группе был Петр Мамонов – автор практически всех композиций, генератор идей, обладающий великолепными мимикой, пластикой и актерскими способностями. «Звуки Му» нужно было видеть – это был театр, если не цирк, с постоянным перевоплощением главного героя: он превращался в эпилептика, в человека-соплю, в паралитика; становился, как на шарнирах, впадал в ступор. Его пение, местами переходившее в речитатив, в сочетании со сценическими образами приводило зрителей в экстатическое состояние.

Композиции группы сами по себе очень театральны, они построены как пьесы для голоса и состава, со своим повествовательным мини-сюжетом. Что-то в их структуре есть от оперы – монологи-речитативы, которые нанизываются на остинатный бас при практически неизменной гармонии; что-то есть от частушек и даже рэпа. Нарочито утрированный, монотонный вокал Мамонова в ряде вещей создает психоделические ощущения, особенно, когда сочетается с потусторонними звуками синтезатора. При этом сама музыкальная ткань композиций всегда очень живая, во многом за счет того, что каждый куплет сопровождается новыми инструментальными линиями, они не повторяются, а всегда имеют определенное внутреннее развитие. Группа смело оперировала разными тембрами и регистрами – например, внизу мог звучать бас, в середине вокал, а сверху какие-то колокольчики или вибрафон, создававшие прозрачное, «стеклянное» звучание. Характерная для «Звуков Му» особенность – много неожиданных полных пауз, причем они всегда точно соответствуют смысловому характеру произведения.

Одним словом, талант и новаторский подход во всем – вот главные составляющие группы. Музыканты не боялись экспериментировать ни с формой – например, в композиции Ноль Минус Один использованы элементы пятичастной формы, ни с гармонией – в композиции Источник Заразы применены терцовые сопоставления минорных и мажорных аккордов (это когда без подготовки берется аккорд на терцию выше или ниже от текущего аккорда).

Еще одна особенность «Звуков Му» – полное соответствие музыкальной ткани смыслу и характеру песни, что достигалось, скорее всего, на интуитивном уровне. В этом плане интересна композиция Новоселы, где ритмически сложная, синкопированная фактура в сочетании с диссонирующими секундными интервалами в аккордах создают напряженность и ощущение чего-то надвигающегося и неизбежного (наверное, нашествия приезжих).

Можно лишь сожалеть, что такая выдающаяся группа просуществовала всего семь лет. К счастью, ее наследие сохранилось на дисках, которые были вовремя записаны стараниями людей, оценивших историческую миссию коллектива (среди таковых был и легендарный Брайан Ино). Бывшие участники «Звуков Му» сейчас работают самостоятельно, некоторые из них отошли от музыки. Петр Мамонов, сыграв ряд блестящих ролей в кино («Такси-блюз», «Время печали еще не пришло» и др.), всецело сосредоточился на театральной работе. Увидим ли мы еще когда-нибудь «Звуки Му» в классическом составе? Хотелось бы верить.

Александр ОСИПОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Выстрадать себя
С ВЕТЕРКОМ И КОМФОРТОМ
GLADIATOR – ПЕРВЫЙ ЛЕТНИЙ БЛОКБАСТЕР
Наезд
ЗНАЙ НАШИХ!
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ БЛЮЗ
АНДРЕЙ ГУБИН: «БЫЛО, НО ПРОШЛО…»
МАРК РУДИНШТЕЙН: ФЕСТИВАЛЬ НЕ ОТ СЛОВА “ФЕСТИВАЛЬЧИК”
КИКАБИДЗЕ ВЕРНУЛСЯ
“СТИГМАТЫ” ЗАПРЕЩЕНЫ
Коротко
Таинственный диск, спасающий жизни и возвращающий здоровье
ШEFF: И ТОЛЬКО КРУТЫЕ ПАЦАНЫ ПОЙМУТ МЕНЯ
Уикенд
КТО БЫЛ ПРАВ?
КЛУНИ СОБРАЛ СОЗВЕЗДИЕ
Я ЛЕЧУ К ТЕБЕ, “ОТЧИЙ ДОМ”!
УИНСЛЕТ ЖДЕТ РЕБЕНКА
КИНО с 5 по 11 ИЮНЯ
ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА ГАРБО
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 5 по 11 ИЮНЯ
ВАЛЕНТИН ГАФТ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
НИКОГДА ТАКОГО ВРЕМЕНИ НЕ БЫВАЛО РАНЬШЕ В БРЕМЕНЕ…
Владимир Добин: Здесь они стали просто русскими
Маэстро bell canto


««« »»»