КАК ПРОБИВАЛИСЬ «ВОЛОСЫ»

Когда я был в восьмом классе, к нам в школу пришла женщина-лектор из райкома партии агитировать против западного образа жизни. Главным объектом ее нападок был почему-то мюзикл «Волосы», о котором никто из нас до того момента не слышал. «Это омерзительное зрелище, воплощение лжи, насилия, порнографии и разврата», – взахлеб рассказывала лектор. Мы были заинтригованы. «Эта дешевая агитка – свидетельство деградации, разложения и загнивания империализма», – не унимался рупор райкома партии. «Как, только, земля носит подонков, делающих такие, с позволенья сказать, мюзиклы, – лектор была явно в ударе. – Вся советская молодежь говорит дружное «нет!» врагам мира и социализма с их загнивающими “Волосами”!»

Тут поднял руку наш классный умник Миша Муромский:

– Скажите, а вы сами видели этот мюзикл?»

Ответ прозвучал в лучших советских традициях:

Нет, не видела, но я точно знаю…

В общем, «мы Пастернака не читали, но мы точно знаем, что поэт он вредный», как писали, в свое время, рабочие в газету «Правда»…

И вот теперь, спустя много лет, нам предоставлена, наконец, возможность самим увидеть это «омерзительное зрелище», свидетельствующее о «загнивании империализма». Мюзикл «Волосы» впервые поставлен в России усилиями Стаса Намина. По иронии судьбы, внук принес то, с чем всю жизнь боролся дедушка – Анастас Иванович Микоян

Премьера спектакля на Бродвее состоялась в 1967 году. По сути, это был первый в истории рок-мюзикл; он явно выделялся среди традиционных бродвейских постановок своим напором, экспрессией, раскрепощенностью, острой драматургией. Успех был колоссальный; автор музыки Гэлт Макдермот, прежде маловостребованный композитор из Канады, получил всемирную известность. Не меньшая слава выпала и на долю либреттистов Джеймса Рейдо и Джерома Рэгни. «Волосы» отличались новаторским подходом во всем – музыке, текстах, сюжете, постановочных решениях. Например, впервые на сцене в одном из эпизодов актеры были абсолютно голыми. Интересно, что одну из ролей в оригинальной бродвейской постановке исполняла тогда еще никому не известная актриса Дайан Китон, будущая звезда Голливуда.

Как продукт своего времени, «Волосы» не могли не отразить идей, витавших тогда в американской молодежной среде. Философия хиппи с их идеями вселенского братства, свободной любви, власти цветов и «занятий любовью, а не войной» отразилась в мюзикле в полной мере. Даже название говорит само за себя, ведь волосы (длинные) были одним из символов хиппи. «У моих парней в волосах гуляет ветер свободы», – говорил Джек Керуак, один из идеологов движения. Ясное дело, что этот ветер свободы, пронизывающий «Волосы», не мог понравиться руководству КПСС, и верная ему стая райкомовских лекторов получила указание «чморить» мюзикл, не стесняясь в выражениях.

В 1979 году Милош Форман экранизировал «Волосы». Главную роль – простого парня из Оклахомы Клода Буковски, приехавшего на пару дней в Нью-Йорк, чтобы «оттянуться» там перед отправкой в армию, очень убедительно исполнил Джон Сэвидж. Форман несколько усилил драматическую сторону произведения, но в целом точно передал его дух, использовав хорошо подвластные ему выразительные средства кинематографа.

Хотелось бы надеяться, что и российская постановка мюзикла, хоть и спустя тридцать три года, порадует зрителей своим оптимизмом и ностальгическим хиппизмом.

Александр ОСИПОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Зинаида Славина: звезда с Таганки
БО ДИДДЛИ ПРОТИВ NIKE
Жорж Дюруа российского розлива
ФИЛ КОЛЛИНЗ ПЛАТИТ ПО ЗАСЛУГАМ
БЕСПЛАТНО СЪЕЗДИТЬ НА ЛЕТНИЙ ОТДЫХ СМОГУТ ДЕТИ ИЗ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
ДЖОН БОН ДЖОВИ – ХОРОШИЙ СЕМЬЯНИН
НЕ ПОЙМИТЕ МЕНЯ НЕПРАВИЛЬНО
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН ОТСТАИВАЕТ ПРАВА
ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ. ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ
ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ!
ГЕПАТИТ “С”… БИТВА ЗА ОРГАНИЗМ
НАСЛЕДИЕ САТКЛИФФА ВОЗВРАТИЛОСЬ
РЕСТОРАН НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Уикенд
Коротко
ЛЕБЕДИНСКОГО ХОТЯТ ЗАПРЕТИТЬ
КИНО с 15 по 21 МАЯ
УБИЛИ РЭП-ПРОДЮСЕРА
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 15 по 21 МАЯ
ДЖОН ЛИ ХУКЕР ОТМЕНИЛ ГАСТРОЛИ
Долговая порука
U2 БОРЮТСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПАРКА


««« »»»