Когда я был в восьмом классе, к нам в школу пришла женщина-лектор из райкома партии агитировать против западного образа жизни. Главным объектом ее нападок был почему-то мюзикл «Волосы», о котором никто из нас до того момента не слышал. «Это омерзительное зрелище, воплощение лжи, насилия, порнографии и разврата», – взахлеб рассказывала лектор. Мы были заинтригованы. «Эта дешевая агитка – свидетельство деградации, разложения и загнивания империализма», – не унимался рупор райкома партии. «Как, только, земля носит подонков, делающих такие, с позволенья сказать, мюзиклы, – лектор была явно в ударе. – Вся советская молодежь говорит дружное «нет!» врагам мира и социализма с их загнивающими “Волосами”!»
Тут поднял руку наш классный умник Миша Муромский:
– Скажите, а вы сами видели этот мюзикл?»
Ответ прозвучал в лучших советских традициях:
– Нет, не видела, но я точно знаю…
В общем, «мы Пастернака не читали, но мы точно знаем, что поэт он вредный», как писали, в свое время, рабочие в газету «Правда»…
И вот теперь, спустя много лет, нам предоставлена, наконец, возможность самим увидеть это «омерзительное зрелище», свидетельствующее о «загнивании империализма». Мюзикл «Волосы» впервые поставлен в России усилиями Стаса Намина. По иронии судьбы, внук принес то, с чем всю жизнь боролся дедушка – Анастас Иванович Микоян…
Премьера спектакля на Бродвее состоялась в 1967 году. По сути, это был первый в истории рок-мюзикл; он явно выделялся среди традиционных бродвейских постановок своим напором, экспрессией, раскрепощенностью, острой драматургией. Успех был колоссальный; автор музыки Гэлт Макдермот, прежде маловостребованный композитор из Канады, получил всемирную известность. Не меньшая слава выпала и на долю либреттистов Джеймса Рейдо и Джерома Рэгни. «Волосы» отличались новаторским подходом во всем – музыке, текстах, сюжете, постановочных решениях. Например, впервые на сцене в одном из эпизодов актеры были абсолютно голыми. Интересно, что одну из ролей в оригинальной бродвейской постановке исполняла тогда еще никому не известная актриса Дайан Китон, будущая звезда Голливуда.
Как продукт своего времени, «Волосы» не могли не отразить идей, витавших тогда в американской молодежной среде. Философия хиппи с их идеями вселенского братства, свободной любви, власти цветов и «занятий любовью, а не войной» отразилась в мюзикле в полной мере. Даже название говорит само за себя, ведь волосы (длинные) были одним из символов хиппи. «У моих парней в волосах гуляет ветер свободы», – говорил Джек Керуак, один из идеологов движения. Ясное дело, что этот ветер свободы, пронизывающий «Волосы», не мог понравиться руководству КПСС, и верная ему стая райкомовских лекторов получила указание «чморить» мюзикл, не стесняясь в выражениях.
В 1979 году Милош Форман экранизировал «Волосы». Главную роль – простого парня из Оклахомы Клода Буковски, приехавшего на пару дней в Нью-Йорк, чтобы «оттянуться» там перед отправкой в армию, очень убедительно исполнил Джон Сэвидж. Форман несколько усилил драматическую сторону произведения, но в целом точно передал его дух, использовав хорошо подвластные ему выразительные средства кинематографа.
Хотелось бы надеяться, что и российская постановка мюзикла, хоть и спустя тридцать три года, порадует зрителей своим оптимизмом и ностальгическим хиппизмом.
Александр ОСИПОВ.