КАК ПРОБИВАЛИСЬ «ВОЛОСЫ»

Когда я был в восьмом классе, к нам в школу пришла женщина-лектор из райкома партии агитировать против западного образа жизни. Главным объектом ее нападок был почему-то мюзикл «Волосы», о котором никто из нас до того момента не слышал. «Это омерзительное зрелище, воплощение лжи, насилия, порнографии и разврата», – взахлеб рассказывала лектор. Мы были заинтригованы. «Эта дешевая агитка – свидетельство деградации, разложения и загнивания империализма», – не унимался рупор райкома партии. «Как, только, земля носит подонков, делающих такие, с позволенья сказать, мюзиклы, – лектор была явно в ударе. – Вся советская молодежь говорит дружное «нет!» врагам мира и социализма с их загнивающими “Волосами”!»

Тут поднял руку наш классный умник Миша Муромский:

– Скажите, а вы сами видели этот мюзикл?»

Ответ прозвучал в лучших советских традициях:

Нет, не видела, но я точно знаю…

В общем, «мы Пастернака не читали, но мы точно знаем, что поэт он вредный», как писали, в свое время, рабочие в газету «Правда»…

И вот теперь, спустя много лет, нам предоставлена, наконец, возможность самим увидеть это «омерзительное зрелище», свидетельствующее о «загнивании империализма». Мюзикл «Волосы» впервые поставлен в России усилиями Стаса Намина. По иронии судьбы, внук принес то, с чем всю жизнь боролся дедушка – Анастас Иванович Микоян

Премьера спектакля на Бродвее состоялась в 1967 году. По сути, это был первый в истории рок-мюзикл; он явно выделялся среди традиционных бродвейских постановок своим напором, экспрессией, раскрепощенностью, острой драматургией. Успех был колоссальный; автор музыки Гэлт Макдермот, прежде маловостребованный композитор из Канады, получил всемирную известность. Не меньшая слава выпала и на долю либреттистов Джеймса Рейдо и Джерома Рэгни. «Волосы» отличались новаторским подходом во всем – музыке, текстах, сюжете, постановочных решениях. Например, впервые на сцене в одном из эпизодов актеры были абсолютно голыми. Интересно, что одну из ролей в оригинальной бродвейской постановке исполняла тогда еще никому не известная актриса Дайан Китон, будущая звезда Голливуда.

Как продукт своего времени, «Волосы» не могли не отразить идей, витавших тогда в американской молодежной среде. Философия хиппи с их идеями вселенского братства, свободной любви, власти цветов и «занятий любовью, а не войной» отразилась в мюзикле в полной мере. Даже название говорит само за себя, ведь волосы (длинные) были одним из символов хиппи. «У моих парней в волосах гуляет ветер свободы», – говорил Джек Керуак, один из идеологов движения. Ясное дело, что этот ветер свободы, пронизывающий «Волосы», не мог понравиться руководству КПСС, и верная ему стая райкомовских лекторов получила указание «чморить» мюзикл, не стесняясь в выражениях.

В 1979 году Милош Форман экранизировал «Волосы». Главную роль – простого парня из Оклахомы Клода Буковски, приехавшего на пару дней в Нью-Йорк, чтобы «оттянуться» там перед отправкой в армию, очень убедительно исполнил Джон Сэвидж. Форман несколько усилил драматическую сторону произведения, но в целом точно передал его дух, использовав хорошо подвластные ему выразительные средства кинематографа.

Хотелось бы надеяться, что и российская постановка мюзикла, хоть и спустя тридцать три года, порадует зрителей своим оптимизмом и ностальгическим хиппизмом.

Александр ОСИПОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГЕПАТИТ “С”… БИТВА ЗА ОРГАНИЗМ
НАСЛЕДИЕ САТКЛИФФА ВОЗВРАТИЛОСЬ
РЕСТОРАН НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Уикенд
Коротко
ЛЕБЕДИНСКОГО ХОТЯТ ЗАПРЕТИТЬ
КИНО с 15 по 21 МАЯ
УБИЛИ РЭП-ПРОДЮСЕРА
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 15 по 21 МАЯ
ДЖОН ЛИ ХУКЕР ОТМЕНИЛ ГАСТРОЛИ
Долговая порука
U2 БОРЮТСЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПАРКА
Зинаида Славина: звезда с Таганки
БО ДИДДЛИ ПРОТИВ NIKE
Жорж Дюруа российского розлива
ФИЛ КОЛЛИНЗ ПЛАТИТ ПО ЗАСЛУГАМ
БЕСПЛАТНО СЪЕЗДИТЬ НА ЛЕТНИЙ ОТДЫХ СМОГУТ ДЕТИ ИЗ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
ДЖОН БОН ДЖОВИ – ХОРОШИЙ СЕМЬЯНИН
НЕ ПОЙМИТЕ МЕНЯ НЕПРАВИЛЬНО
ГЛОРИЯ ЭСТЕФАН ОТСТАИВАЕТ ПРАВА
ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ. ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ
ПРЕМЬЕРА УДАЛАСЬ!


««« »»»