ПРИГОДИЛИСЬ ЦВЕТАЕВСКИЕ СЛЕПКИ

Историческим событием в масштабах всей России назвал в своей речи мэр Москвы Ю.М.Лужков открытие Учебного художественного музея им. Ивана Владимировича Цветаева. Это торжество состоялось 30 июня на улице Чаянова, 15, в здании Российского Государственного университета. Выступая перед собравшимися, ректор РГГУ академик Юрий Николаевич Афанасьев сказал: новый музей уникален, он является частью Музейного центра Российского Государственного гуманитарного университета и одновременно – филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова напомнила, что нынешний 1997 год – год трех юбилеев: 850-летия основания Москвы, 85-летия Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и 150-летия со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева. Символично, что именно в этот год в самом центре Москвы распахнул двери музей его имени.

Знаменитый основатель Музея изящных искусств имени императора Александра III – ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина – И.В.Цветаев задумал создать Музей слепков как Учебный центр для студентов Московского университета, чтобы они могли изучать историю искусства минувших цивилизаций. Такие музеи слепков от Древнего Египта до эпохи Возрождения существовали в конце XIX века в Англии, Германии, США. Профессор И.В.Цветаев не мыслил университетского образования вне новейших достижений времени и заказал целую коллекцию слепков, иногда в нескольких экземплярах, для будущего Учебного музея, доступного не только для студентов, но и для всех желающих. Так возник музей на Волхонке, ныне известный каждому. Очень скоро из учебного он превратился в музей настоящий: ибо слепки – копии скульптур и архитектурного декора – отступили на второй план, уступив подлинникам. Их передавали в фонд музея владельцы частных коллекций. А гипсовые слепки переместились в хранилища. Многие из них так никогда и не увидели живого блеска зрительских глаз. Как сказала И.А.Антонова, их “жизнь” И.В.Цветаев определил в 50 лет, считая, что через полвека гипсовое изваяние превратится в мусор. К счастью, он ошибся. Отвезенные в запасники ГМИИ под Москвой, они пережили, правда, с большими потерями, все катаклизмы бурного ХХ века, испытав последствия двух войн – гражданской и Великой Отечественной. Они оказались стойкими к превратностям судьбы. Казалось, в копиях великих оригиналов жила живая душа их создателей и незримо хранила от гибели. Слепки “мечтали” о заботливых руках реставраторов, которые залечат их тяжелые раны и вернут первоначальный вид. Они ждали освобождения из плена хранилищ.

Когда молоденькая, хорошенькая Ирочка Антонова переступила несколько десятилетий назад порог ГМИИ им. А.С.Пушкина, она и предположить не могла, что станет “освободительницей” цветаевского наследия. Меньше всего думал об этом окончивший ровно сорок лет назад исторический факультет МГУ молодежный кумир Юра Афанасьев, красивый как бог, но весь поглощенный наукой и общественной деятельностью. Возможно, он впервые осознал трагичность общественного служения, когда летом 1956 года вез самолетом в Москву тела сокурсников, таких же, как он, добровольцев освоения целины, погибших при автокатастрофе.

“Эх, если бы у людей был другой запас прочности!”, – думал он тогда. Хрупкость, уязвимость человеческого существования вошла в его сердце именно в то роковое для истфака лето.

У цветаевских слепков тоже был свой запас прочности и он подходил к трагическому финалу. Но случилось чудо: Ирина Антонова и Юрий Афанасьев спасли от небытия любовно собранные И.А.Цветаевым слепки. Без спонсоров, без помощи со стороны, на свои средства РГГУ предоставил музею шесть этажей своего здания без ущерба для учебного процесса. Отремонтированные на уровне европейского стандарта экспозиционные залы вместили 744 слепка, переданных ГМИИ. Здесь же осуществлялась их реставрация. Лучшие научные сотрудники ГМИИ дневали и ночевали в будущем Учебном художественном музее им. И.В.Цветаева накануне его торжественного открытия.

В пятницу 27 июня сюда пришли первые посетители. Их привел сам ректор Афанасьев. В этот день он собрал сокурсников исторического факультета МГУ, чтобы отпраздновать сорокалетие его окончания.

Люди приехали не только из разных городов и государств, но даже из других частей света. Из США прилетела как всегда искрящаяся оптимизмом Лия Гольдман, знаменитая на весь МГУ негритянка, чей темперамент в танцах вошел в университетскую легенду. Ныне Лия Гольдман – научный эксперт в команде президента США Билла Клинтона. Пришли доктора наук Митя Мнацаканян и член-корреспондент Академии наук Жан Тощенко, оправдывающий свою фамилию по-юношески тощей фигурой, искусствоведы Валя Рыжова и Фая Павлова, работающая в ГМИИ, с неподвластной моде огромной косой, скромно закрученной на затылке. Явились элегантный Володя Кучкин с той же застенчивой улыбкой, целая гвардия востоковедов во главе с Вадимом Цыгановым и мощная когорта журналистов – от специалиста по Венгрии Бори Родионова до знатока Индии, проработавшего там семь лет и 30 – в АПН – Бори Власова. Ныне – он директор Издательского центра РГГУ, выпускающего научную литературу, исторические исследования, книги по искусству, сборники, учебные пособия, словари. Несколько сборников под общей редакцией академика Ю.Н. Афанасьева – “Другая война 1938 – 1945″, “Судьбы российского крестьянства”, “Советская историография”, великолепный проспект “Российский Государственный гуманитарный университет” были подарены всем собравшимся. Их можно купить в книжной лавке РГГУ. В честь мифологического героя античности мудрого кентавра Хирона отдавшего свое бессмертие, чтобы спасти юного друга – бога врачевания Асклепия, сына блистательного Аполлона, лавка эта называется “У кентавра”. Она расположена рядом с Музеем им. И.В.Цветаева. Экскурсию по всем шести этажам Учебного художественного музея Юрий Афанасьев завершил в бывшей раздевалке ВПШ – Высшей партийной школы – превращенной в мемориальный зал мецената Альфонса Леоновича Шанявского. Это он построил на свои деньги главное здание Народного Университета, прозванное в народе Университетом Шанявского. Его строительство было закончено, когда в 1912 году на Волхонке открылся цветаевский Музей изящных искусств.

История все расставляет по своим местам. Юрий Афанасьев это понимает как никто другой. С мыслью о будущем он создал Российский Государственный гуманитарный университет, оснащенный самой современной техникой, чтобы, продолжая традиции Цветаева и Шанявского, воспитывать поколения российских гуманитариев, призванных жить и работать в ХХI веке.

Людмила УРАЗОВА (КУЗНЕЦОВА),

выпускница истфака МГУ 1957 года.

На снимках: Ю.Лужков, Ю.Афанасьев и И.Антонова на открытии музея; в одном из залов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КУДА УХОДИТ ПОПУЛЯРНОСТЬ?
Здравствуй, уважаемая “Музыкальная Правда”!
Здравствуй, “Музыкальная Правда”!
Привет вам!!!
АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ
КТО ХОЧЕТ СМЕНИТЬ КОЖУ, ИМЕЕТ ШАНС
ХОТИТЕ НЕ ОТСТАТЬ ОТ МОДЫ – ПОКУПАЙТЕ РОЛИКИ!
БЕГИ-БЕГИ, ТОЛЬКО ТАПОЧКИ НЕ ПОТЕРЯЙ!
40
ДЛЯ ТЕБЯ
ПРАЗДНИК С ГРУСТИНКОЙ
НЕ “КИНОШОК” – “КИНОШАГ”!
ПОЧЕМУ РУГАЛСЯ БИЗНЕСМЕН
САМАЯ СТРАШНАЯ ВЕЩЬ – ЗАВИСТЬ
ПОСМОТРИ НА МОИ МОРЩИНЫ: ОНИ, ФАШИСТ, ИЗ-ЗА ТЕБЯ!
АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ: ЗАЯВЛЯЮ СРАЗУ – ФИЛЬМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ
СВЕТЛАНА РАЗИНА ПРИГЛАШАЕТ СВОИХ ПОКЛОННИКОВ В КЛУБ-КАЗИНО “МОСКВА”
TROWING MUSES. “LIMBO”


««« »»»