«Спасение»: Фаворское преображение

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Спасение»

В российский прокат выходит новый фильм Ивана Вырыпаева «Спасение». Картина, получившая на последнем «Кинотавре» приз за лучшую женскую роль, вряд ли сможет стать зрительским хитом и, вероятно, не будет превознесен критиками. Однако это вовсе не означает, что «Спасение» кино проходное или ненужное. Так или иначе оно состоялось как, пусть и простое, где-то очевидное, но все-таки чистое авторское высказывание на богоискательскую проблематику, что, откровенно говоря, случается на большом экране нечасто.

Сестра Анна (Полина Гришина) из польского католического монастыря по делам церкви уезжает в далекий индийский город Ладакх, расположенный в Гималаях на высоте более трех тысяч метров. Из-за неблагоприятных погодных условий дороги к городу оказываются закрыты, а это значит, что Анна должна провести несколько дней в полном одиночестве, постепенно погружаясь в абсолютно чуждую для себя культуру и медленно адаптируясь к реалиям тибетского высокогорья.

Пространство фильма «разреженно» почти также как воздух Ладакха, от чего у зрителя, неготового к «медитативному» темпу повествования, могут проявиться некоторые симптомы высотной болезни, которой поначалу страдает и Анна. Камера запечатлевает путешествие Анны, ее прогулки по городу и фрустрацию от полной потерянности в новом месте. Диалоги, коих всего два, возникают в фильме ближе к середине, до этого же тишину нарушают только незначительные разговоры с «портье» в отеле. Впрочем, и продолжительные беседы Анны с двумя случайными встречными (эзотерик (Каролина Грушка) и музыкант (Казимир Лиске) рассказывают Анне, что человек – не тело, а внешний и внутренний мир неотделимы друг от друга) могут быть названы дидактичными и очевидными, а потому банально скучными, как и непрекращающиеся скитания Анны на фоне горных пейзажей. Отчасти проблема «Спасения», что для целевой аудитории ничего нового она не открывает, а для скептически настроенной и вовсе может быть смехотворной. И, если судить предельно формально, то может показаться, что тут кроме красивых пейзажей вообще не за что зацепиться.

Но, пожалуй, такой подход будет скорее контрпродуктивным. «Спасение», под стать своей героине, кино, в хорошем смысле, наивное и честное. Вырыпаеву удается показать трансформацию монахини из догматизированного адепта в ищущую, переживающую личность. Внешний мир, поначалу представляющийся ей страшным и опасным местом, от которого Анна предпочитает прятаться в комнате отеля, закрываясь в котором, она, на самом деле, переживает худшие часы своего путешествия, открывается ей совсем в ином свете через природные красоты Гималаев и непостижимые для нее, но притягательные буддийские ритуалы. Тибет становится для нее катализатором для осознания себя и тех истин, которые она давно знала, но не могла реализовать в полной мере, ведь, конечно, прописные истины и элементарные метафоры, высказанные ее собеседниками, не могли открыть для нее ничего принципиального нового. Тем не менее, когда героиня ближе к финалу переживает практически «фаворское преображение», становится совершенно очевидно, что болезненный страх сменился благодарным принятием иного. Это принятие выражается и тем, что сразу после этого для нее открываются все дороги и монастырь, куда она изначально направлялась, где ее встречает, казалось бы, тот же церковный гимн, что и при отъезде из Польши, но теперь исполненный так, что едва ли отличим от буддийских мантр. В единстве этого многообразия для Анны и открывается смысл ее спасительного путешествия, о чем она говорит третьему случайному собеседнику, сыгранному самим режиссером, делая нехитрый, но от этого не менее значимый, вывод.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Неповоротливое кунг-фу
Это «Голос»
«Калинов мост» вызовет «Циклон»
Романтика в стиле рок
Limp Bizkit в России
Коротко
Наталия Гулькина пообещала сенсационную «Исповедь»
Культурный код
Севара выпустила клип с Вячеславом Бутусовым
Красавица и чудовище
«Стажер»: Мы странно встретились…


««« »»»