Шесть лет назад, в феврале 1994 года, по инициативе Государственного Театра наций и при участии Министерства культуры России, Комитета по культуре правительства Москвы, Союза театральных деятелей и еще многих общественных организаций в Москве прошел I Фестиваль малых городов России. Вывернув собственные карманы и потреся кошельки своих городов, краев и областей, заручившись поддержкой центра, съехались в Москву коллективы из северного Кудымкара, далекого сибирского Шадринска, прибалтийского Тильзита (он же Советск), уральских Магнитогорска и Чайковского, среднерусского Ельца. И надо было видеть счастье и волнение актеров, выступающих на сценах столичных театров – чеховского МХАТа, им. Пушкина, на Малой Бронной. Полные залы, аплодисменты, цветы. А потом обсуждение их работ столичными критиками и театроведами – строго, по большому счету, без скидок на провинциальность. Расставаясь, поклялись, что такие фестивали станут традиционными и Театр наций будет проводить их раз в два-три года. Но, как известно, человек предполагает, а Бог располагает. В образе Бога в данном случае выступил Его Величество капитал. Не только Фестиваль малых городов, а сам Театр наций чуть не отдал Богу душу за последние пять лет, был почти что в коме, но выдержал, выдюжил, встал на ноги.
И вот спустя шесть лет, с интервалом в несколько дней после престижной “Золотой маски”, ежегодно демонстрирующей (по идее) все самое лучшее, что создается на российской сцене, в здании театра “Эрмитаж” Министерство культуры России и Театр наций открыли II Фестиваль малых городов России. Его участниками на этот раз стали: Дзержинский театр драмы (Нижегородская обл.) со спектаклем “Дни нашей жизни” Л.Андреева, Татарский коллектив из города Туймазы (Башкирия) с “Коварством и любовью” Ф.Шиллера, Муниципальный театр г. Лысьвы (Пермская обл.) с “Ночлежкой” (“На дне”) М.Горького, Ногинский театр (Московская обл.) с пьесой Э.Ионеско “…Да здравствует король!” (“Король умирает”), два кукольных коллектива – Абаканская “Сказка” с “Калифом-аистом” И.Шауоха (по В.Гауфу) и подмосковное “Огниво” из Мытищ с “Огнем надежды” по мотивам П.Пикассо, а также два моноспектакля – Великолукская “Русалка” Пушкина и “Голоса” Ж.Кокто из Братска и даже оперетта из Новоуральска с дивертисментом “Джаз, любовь и фантазия”. За восемь дней фестиваля – девять спектаклей на все зрительские возрасты и вкусы.
Разумеется, в искусстве никогда ничто не может быть равнозначно и единообразно. Ди и в оценках не только массовый зритель, но и профессионалы зачастую не сходятся. Так что и я позволю себе высказать личную точку зрения как на фестиваль в целом, так и на отдельные его спектакли.
А первое – низкий поклон и глубокая благодарность устроителям фестиваля, всем, кто хотя бы рублем помог театрам приехать в Москву, предоставил им сцену, обеспечил пребывание в столице, порадовал цветами и подарками по окончании спектаклей. Этот фестиваль – не соревнование за премию, на нем все равны, поэтому не может быть здесь ни зависти, ни обид за что-то недоданное и недополученное. Высшая награда театру – уже само участие в фестивале. Съехались, чтобы, как говорилось в старину, “на людей посмотреть, себя показать”.
Много поездив в советское время по самым отдаленным окраинам СССР, я прилично знала в те поры состояние провинциальных театров глубинки. Худо-бедно, но государственное обеспечение на зарплату и новые постановки имели все. Сегодня государство оказалось беднее церковной крысы. И я задала провокационный вопрос на пресс-конференции, предшествовавшей открытию фестиваля: как живется нынче театрам малых городов?
– Город 200 тысяч населения, промышленность свернута, безработица, алкоголизм, детская безнадзорность. От городских властей театру нет поддержки. Если бы не спонсоры, то и на фестиваль на смогли бы приехать. Последнюю премьеру выпускали – шесть тысяч всего смогли наскрести на оформление, – рассказывают дзержинцы. – Премьеру “Дней нашей жизни”, с которой сейчас приехали в Москву, городское начальство встретило настороженно, сказали: лучше бы что-нибудь веселенькое поставили. В прошлом году по приглашению московского театра “На Перовской” мы приезжали в столицу с тремя спектаклями. Сыграли на аншлагах, получили хорошую прессу, а в своем городе этого даже не заметили.
“Днями нашей жизни” как раз открывался Фестиваль. Главным режиссером Аманом Кулиевым пьеса прочтена глубоко, вдумчиво, с тщательной разработкой каждого образа. Скромное, но изобретательно используемое оформление (сценография Владимира Дубровского) позволяет без особых усилий трансформировать “пленэр” Воробьевых гор в дешевый номер “мебелирашек”. Ярко оттеняют лирико-драматическую линию центральных героев Ольги (В.Ламзилова) и Николая Глуховцева (В.Пименов) острохарактерные, чрезвычайно темпераментно сыгранные роли Онуфрия И.Ильдаровым и подпоручика Миронова А.Серебрянским, завоевавшие особо горячие симпатии публики. Стоит отметить, что А.Серебрянский, как и актер В.Морозов, играют по две роли: сначала друзей Глуховцева студентов Физика и Мишку, а во втором акте восторженного подпоручика и “благопристойного” старого развратника фон Ранкена. Смешанное чувство отвращения и жалости, сочувствия и негодования вызывает образ матери Ольги, Евдокии Ивановны, созданный Л.Шляндиной. В целом же спектакль Дзержинского театра, сразу взяв весьма высокую планку, задал соответствующий уровень всему фестивалю.
“Гремучую смесь” языков и народов явил “Коварством и любовью” Туймазинский театр: немецкая пьеса, исполняемая на татарском языке театром, живущим и работающим в Башкирии, в постановке башкира по крови, народного артиста Башкирии и заслуженного артиста России Олега Ханова, ныне работающего в московском театре “Сатирикон”. Что татарские, что башкирские актеры – это уже раз и навсегда доказанное практикой сочетание потрясающей органики, природных пластичности, музыкальности с вулканическим темпераментом в придачу. Татарско-башкирская диаспора в Москве самая, наверное, многочисленная. Поэтому аншлаги и успех этим национальным театрам всегда обеспечен сполна. Так было и на этот раз.
Кстати сказать, по словам самих туймазинцев, живется им совсем неплохо. Их субсидирует государство, одевают (костюмы, мягкие декорации) городские предприятия, 70% труппы – актеры с профессиональным образованием, зрительский успех всегда обеспечен.
Высокий профессионализм, прекрасный ансамбль показали и лысьвенцы своей “Ночлежкой”. Мне довелось несколько лет назад побывать в Лысьве. Старинное деревянное здание театра – этакий “терем-теремок”, – чрезвычайно уютное и по-домашнему теплое внутри, красовалось в центре небольшого городка. Строго отобранный репертуар, сплоченная бессменным руководителем театра Анатолием Савиным труппа. Взаимная любовь города и театра. Шесть лет назад случилось несчастье – сгорело до тла старое здание. Но на том же месте сейчас стоит уже новый театр, и работа коллектива не прерывалась. Горе обрушилось на труппу в прошлом году: внезапно ушел из жизни худрук, человек далеко не старый, полный сил. Руководящую ношу мужа взяла на себя Клавдия Савина, ведущая актриса театра. Судя по тому, какой сильный, несгибаемый характер своей Василисы Костылевой, хозяйки ночлежки, показала актриса в спектакле, будет ей по плечу и роль художественного руководителя Лысьвенского театра. Сын Савиных Сергей, работая актером в театре, одновременно учится на заочном режиссерском отделении в Щукинском училище. Его жена Ирина тоже актриса. Свою Наташу в “Ночлежке” сыграла необыкновенно чистой, честной, с бесхитростной душой. Вот и в малых городах России создаются свои актерские династии.
Кукольные спектакли – всегда очарование: чуть лучше, чуть хуже, но зрительские сердца на них (взрослые или детские – без разницы) неизбежно теплеют, души воспаряются. Так было и здесь.
В двух моноспектаклях актрисы Татьяна Шпагина (“Русалка”) и Ольга Ленец (“Голоса”) оказались, на мой взгляд, несколько перегружены режиссерско-сценографическими придумками. Скованная костюмом-декорацией (постановщик Сергей Маховский, художник Светлана Веселова) героиня Т.Шпагиной металась, крутилась на одном месте, и на эту борьбу то ли с волнами, то ли с водорослями (зелено-голубые полотнища, закрепленные по четырем углам сцены, смыкаются на фигуре исполнительницы) уходила вся энергия Русалки, готовящейся на самом деле к отмщению за поруганную любовь. А в “Голосах” бесчисленные добавления из Лорки, Флобера, Саган, даже Пиаф в текст пьесы Ж.Кокто “Человеческий голос” не только не усилили драматизма этого прощального монолога покинутой женщины, но как-то раздробили, измельчили его.
“Король умирает” мэтра европейского театра абсурда Эжена Ионеско блестящая и труднейшая для исполнения пьеса. Спектакль Ногинского театра, поименованный “Да здравствует король!”, прекрасно доказал, что в искусстве главное не масштаб, а талант. Постановщик Валентин Варецкий прочитал пьесу как трагическую историю семьи, (или целого государства?), глава которой безумен, а все окружающие, каждый по своему любя и жалея его, стараются всячески скрасить последние мгновения угасающей жизни, подыгрывая фантазиям и капризам безумца. Песочные часы отсчитывают неумолимые минуты, отсюда бешеный ритм всего действия. Мечется, сумбурно меняя свои желания, путая мысли, Король Андрея Троицкого. И так же стремительно, словно вовлеченные в дьявольский водоворот, кружатся вокруг него старшая жена Маргарита (Надежда Гуртовенко), умная, волевая красавица, и совершенно растерянная, испуганная младшая жена Мария (Лариса Бедненко), для которой, конечно же, более подходящим мужем был бы молодой Страж (Александр Мишин), а вовсе не этот сумасшедший с короной на голове. Чтобы не раздражать больного, делают видимость исполнения его приказаний Доктор (Валерий Лиховид) и служанка Джульетта (Татьяна Иванова) – всеобщий бедлам, хотя все все понимают. Как понимаем и мы, зрители, насколько далеко вглубь и вширь может ассоциироваться с жизненными реалиями это блестяще разыгранное, казалось бы, абсурдистское представление. Следует назвать сценографов В.Лиховида и А.Троицкого – он же автор костюмов, Владимира Сажина (пластика), Олега Королева (аранжировка музыки). Решение сценического пространства, простота и строгость костюмов, великолепная пластика актеров – составляющие общего успеха.
И остается только пожалеть, что московские критики, в своем большинстве, не уделили должного внимания Фестивалю малых городов России. А там оказались работы, которые не стыдно было бы показать и на “Золотой маске”. Необъятная наша провинция в который уже раз подтверждает, что и в самой ее глубинке жива и будет жить великая культура России.
Наталия БАЛАШОВА.
Фото Юрия СТОСКОВА.
На снимках: сцены из спектаклей “Дни нашей жизни”; “Ночлежка”. Король – А.Троицкий (…”Да здравствует король!”).