ТО БЫЛ ВОСТОРГ ПУБЛИКИ

“Сегодняшний концерт – один из лучших этой зимой”, – писал музыкальный критик в “Neue Zeitschrift fur Musik” о концерте, состоявшемся 2 февраля 1843 года в Лейпцигском зале “Гевандхауз” и вызвавшем “восторг публики”. За дирижерским пультом стоял тогда Феликс Мендельсон-Бартольди, с осени 1835 года руководивший концертной деятельностью “Гевандхауза”, включая и репетиционную работу. За двенадцать лет Мендельсон, будучи блистательным дирижером, превратил лейпцигский оркестр в один из ведущих в Европе, привил своей публике утонченный вкус, а Лейпциг сделал музыкальным центром Германии. Он ушел из жизни совсем молодым, в 38 лет, когда впереди было еще так много возможностей и желаний.

И вот сегодня, в год 150-летия со дня смерти композитора, та самая программа, что так восхитила меломанов Лейпцига февральским днем 1843 года, прозвучала под сводами Большого зала московской консерватории, вызвав не меньший, наверное, восторг современной публики. Ее исполнителями стали хор и оркестр Международной Баховской академии из города Штутгарта под руководством Хельмута Риллинга, основавшего академию в 1981 году.

Риллинг родился и учился в Штутгарте (а еще в Риме и Нью-Йорке), здесь же в 1957 году стал кантором Памятной церкви и основал там Фигуральный хор, какое-то время преподавал в Шпандау и Франкфурте, но снова вернулся в родной город, посвятив себя работе с основанными им церковным хором и его постоянным инструментальным партнером – ансамблем “Бах-Коллегиум Штутгарт”. Но, кажется, Х.Риллингу мало этой работы. С педагогами и исполнительскими коллективами Международной Баховской академии Штутгарта он регулярно проводит Баховские академии в разных странах: Польше, Чехии, России, Венгрии, Испании, Аргентине, Венесуэле, Японии… Участники таких академий – молодые музыканты и исполнители со всего мира – собираются один раз в году и образуют хор и оркестр Международной Баховской академии. Отрепетировав заранее намеченную программу, ансамбль во главе с Риллингом отправляется в гастрольное турне по городам и странам. В этом году местом центральной европейской встречи был выбран Вильнюс. Неделя на репетиции с Х.Риллингом и педагогами по отдельным группам инструментов и – в путь: Рига, С.-Петербург, Москва, Бакнанг, Штутгарт, Дюссельдорф. Заметим еще, что между осуществлениями таких значительных проектов неутомимый Риллинг успевает подирижировать оркестрами ряда стран Европы, Израиля, США и Канады. А с Москвой его связывают дружеские узы, начиная с 1985 года, с первых гастролей у нас Баховской академии.

Так что же все-таки представила собой знаменитая Мендельсоновская программа, которую услышала и горячо приняла на днях московская публика?

В свое время Мендельсон, продолжая традицию смешанной программы, сложившейся в последней трети ХVIII века, включал в концерт симфонию, арию, инструментальный дивертисмент или отрывок из оперы, а в заключение хоровое произведение или часть оратории, или оперный ансамбль. Так было и в программе 1843 года: симфония № 88 соль мажор Й.Гайдна, рондо из оперы “Милосердие Тита” В.-А.Моцарта, Хоровая фантазия до-минор Л.ван Бетховена, увертюра к “Эврианте”, два мужских хора, “Молитва перед битвой” № 3 и “Дикая охота Лютцова” № 2 К.М.фон Вебера, интродукция и вариации для фортепиано соло А.Гензельта, составившие 1-е отделение концерта. Но самой интересной и значительной в программе стала “Первая Вальпургиева ночь” – баллада для солистов, хора и оркестра, ор. 60 самого Феликса Мендельсона, занявшая все второе отделение.

У этого произведения своя любопытная предыстория. Стихотворение “Первая Вальпургиева ночь” Гете написал в мае 1799 года и отослал в Берлин своему другу Цельтеру, ставшему позже учителем Мендельсона. Знакомство Мендельсона с Гете состоялось через Цельтера, когда будущему композитору было всего 12 лет. А последняя встреча великого поэта и молодого музыканта произошла в 1830 году, и тогда же у Мендельсона зародилась мысль создать музыкальное произведение на стихи Гете. Два года работы, и 10 января 1833 года исполнение “Вальпургиевой ночи” в Певческой академии в Берлине. Однако ожидаемого успеха не последовало, и Мендельсон на целых семь лет отложил в сторону свое сочинение. Только осенью 1840 года он начал переработку своей “Вальпургиевой ночи”. Премьера новой редакции, прозвучавшая 2 февраля 1843 года в Лейпцигском “Гевантхаузе”, и стала тем “вызвавшим восторг публики” событием, которое решил повторить Хельмут Риллинг в 150-ю годовщину памяти композитора. Повторил и не ошибся. Ибо великая музыка вечна.

Наталия БАЛАШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“МИРАЖ”, “МИРАЖ”
Дорогой Главный редактор “Музыкальной Правды”!
СОВЕРШЕННО СЕРЬЕЗНЫЙ И СЛОЖНЫЙ РАЗГОВОР С ЛЬВОМ НОВОЖЕНОВЫМ О СМЕШНОМ НА ФОНЕ РЕДАКЦИОННОЙ ТЕКУЧКИ
НАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ЧКАЛОВЫ
НИКТО НЕ ХОТЕЛ УХОДИТЬ
И ЗАЖГУТСЯ НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ
НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ ОБРЕЛО СВОЙ ДОМ
БИСЕР КИРОВ: МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ РОДИНА – РОССИЯ
“КУКЛА МАША – НЕ ПЛАЧЬ, КУКЛА ДАША – НЕ ПЛАЧЬ…”
АРАБЕСК ДЛЯ МОЛИТВЫ
ЛЮДИ! СПАСИТЕ ОТ МУЗЫКИ!
ОТДЫХ ОТ НОВОГО В НОВОМ ЗАЛЕ
СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МАКСИМА ЛЕОНИДОВА
ХЛЕБНИКОВА СПРАВЛЯЛА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В ОБРАЗЕ КОНФЕТКИ
ПЯТИЛЕТИЕ ОВАЦИИ. МОЖНО СЖАТЬ КУЛАК


««« »»»