ПРАЗДНИК С ГРУСТИНКОЙ

Заметки о II Московском международном фестивале детского анимационного кино “Золотая рыбка”

Кто не помнит героев наших самых-самых любимых мультфильмов? Винни Пух, Бонифаций, Карлсон, Чебурашка, крокодил Гена, Франтишек, девочка из “Варежки”, персонажи поразительных фильмов Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова… Всех невозможно перечислить. Они учили нас доброте, честности, скромности, помогали преодолевать недостатки и трудности, отзываться на чужую радость и беду, быть верными в дружбе. Многие поколения детей выросли на этих “мультиках” (профессионалы, правда, не очень любят это слово), принесших русской, советской мультипликации мировую известность, многочисленные премии на самых престижных международных фестивалях.

С началом “рыночной эры” пришло в упадок не только взрослое, но и детское кино. Переживают кризис, закрываются большие мультстудии, а на вновь образованных малых, “частных”, снимаются уже совсем не те фильмы, в которых так нуждается зритель. Вот почему трудно переоценить инициативу организаторов “Золотой рыбки” – фестиваля детской анимации, вот уже второй год проходящего в Москве. Удивительная особенность этого смотра заключается в том, что в нем участвуют ленты не только профессионалов экрана, но и дебютные, студенческие, а самое главное – снятые самими ребятами.

У фестиваля пока еще нет официального девиза, но цель его ясна: стать школой верности лучшим традициям отечественного экрана и альтернативой кино, пропагандирующему культ насилия, своекорыстия, способствующему духовному растлению, сексуальному “просвещению” малолетних зрителей и подростков. Но самая главная задача фестиваля – противостоять потоку тупоумного американского мультипликационного маскульта, который буквально заливает экран “ящиков”, возле которых часами, увы, просиживают наши ребята. Смилуйся, “Золотая рыбка”!

* * *

…Открытие “Золотой рыбки” состоялось в кинотеатре “Октябрь”, где собралось множество взрослых и ребят, гостей и создателей лент, и прошло шумно и торжественно.

Интересно, разнообразно составлена организаторами смотра и его программа. Кроме конкурсных показов, здесь и мультпанорамы (лучшие фильмы разных лет), и ретроспективы фильмов Федора Хитрука, которому в этом году исполнилось 80 лет, Вячеслава Котеночкина (ему – 70) и других юбиляров, а также Эдуарда Назарова, Андрея Хржановского и его учеников (студия “Шар”), ретроспектива украинской мультипликации. В рамках фестиваля прошел конкурс детских рисунков и фотографий, бал сладкоежек и многое другое. Праздник, безусловно, удался.

Так много занятных, трогательных, смешных фильмов показали юные мультипликаторы из разных городов и стран ближнего и дальнего зарубежья (в конкурсе участвовало 23 детских программы, в том числе из Франции, Бельгии, Шотландии, Японии). Многие из них получили награды и дипломы – среди них пятилетний Саша Скачков, завоевавший Гран-при за оригинальную картину “Бабаен Шестнадцатый, или кто кусается в розетке?” (детская мультстудия “Поиск”, Новосибирск). Получили одобрение зала работы студентов ВГИКа, а Кирилл Федулов за фильм “Бородатый анекдот” (по мотивам Даниила Хармса) завоевал премию ЮНЕСКО в две тысячи долларов…

…Но почему же все-таки праздник “с грустинкой”? Грустно, что в конкурсной программе профессионалов мультипликации было всего тринадцать фильмов и среди них лишь некоторые адресованы ребятам.

Ведь нельзя же, в самом деле, причислить к детским лентам “Кота в сапогах” Гарри Бардина (ему все же вручило диплом взрослое жюри) – полную желчного сарказма современную версию известной сказки Шарля Перро (в центре фильма – фигура русского деревенского парня Ивана Карабасова, над которым авторы откровенно насмехаются). Или почти полнометражную картину Марии Муат “Короли и капуста” (по О’Генри) с экзотическим антуражем некой латиноамериканской страны Анчурии. И уж никак не отнесешь к детской анимации поставленный на студии “Пилот” сериал “Братья-пилоты готовят на завтрак макарончики” (Александр Татарский), “Братья-пилоты любят поохотиться!” (Сергей Гордеев), “Братья-пилоты иногда ловят рыбу” (Васико Бедошвили), “Братья-пилоты показывают друг другу фокусы” (Николай Козлов, Леонид Стульев). Весьма непривлекательные братья в лентах весьма специфического юмора…

Представляется закономерным, что из всей программы профессионального конкурса было выделено лишь две ленты: “Рождество” Михаила Алдашина, с добрым юмором трактующее библейский сюжет (приз детского жюри) и поэтическая, щемящая сердце, очень русская по духу, прекрасно поставленная “Русалка” Александра Петрова (приз “За лучший профессиональный фильм “взрослого жюри и главный приз фирмы “Кэдбери”).

Но, пожалуй, самое печальное, что лучших лент фестиваля – и детских, и взрослых – не увидит рядовой зритель…

Или ситуация изменится?

Людвига ЗАКРЖЕВСКАЯ,

кандидат искусствоведения.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КУДА УХОДИТ ПОПУЛЯРНОСТЬ?
Здравствуй, уважаемая “Музыкальная Правда”!
Здравствуй, “Музыкальная Правда”!
Привет вам!!!
АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ
КТО ХОЧЕТ СМЕНИТЬ КОЖУ, ИМЕЕТ ШАНС
ХОТИТЕ НЕ ОТСТАТЬ ОТ МОДЫ – ПОКУПАЙТЕ РОЛИКИ!
БЕГИ-БЕГИ, ТОЛЬКО ТАПОЧКИ НЕ ПОТЕРЯЙ!
40
ДЛЯ ТЕБЯ
НЕ “КИНОШОК” – “КИНОШАГ”!
ПОЧЕМУ РУГАЛСЯ БИЗНЕСМЕН
ПРИГОДИЛИСЬ ЦВЕТАЕВСКИЕ СЛЕПКИ
САМАЯ СТРАШНАЯ ВЕЩЬ – ЗАВИСТЬ
ПОСМОТРИ НА МОИ МОРЩИНЫ: ОНИ, ФАШИСТ, ИЗ-ЗА ТЕБЯ!
АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ: ЗАЯВЛЯЮ СРАЗУ – ФИЛЬМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ
СВЕТЛАНА РАЗИНА ПРИГЛАШАЕТ СВОИХ ПОКЛОННИКОВ В КЛУБ-КАЗИНО “МОСКВА”
TROWING MUSES. “LIMBO”


««« »»»