Олег Табаков: Хочу, чтобы они стали интеллигентными людьми

В Театре под руководством Олега ТАБАКОВА прошла премьера спектакля “На дне” Горького. На сцену вместе со зрелыми артистами во главе с самим маэстро в роли Луки выходят и совсем юные актеры, студенты второго курса…

– Приток свежих сил должен проходить естественно,– говорит Олег Табаков. – У МХАТа была феноменальная история, когда после возвращения из победных гастролей по США отцы-основатели собрали в театр все свои студии и тем самым обеспечили безбедное существование и живую жизнь театру еще на 25 – 30 лет. Замечательные старики, которые уходили уже на моей памяти, – это все были студийцы МХАТа. Так что приток молодых – это не мной открытый, а давно уже апробированный и действенный способ обновления труппы. Вот и все. Обучаю уже шестую свою студию, и каждый выпуск дает свежую кровь.

Для работы в спектакле “На дне” понадобилось несколько девушек. Кристина Бабушкина играет Василису, а Оля Красько и Маша Салова в очередь играют Наташу. Беременность одной из актрис вынудила меня “попросить” у Аллы Борисовны Покровской ее студентку с первого курса. Ей всего 16 лет, но она будет играть у нас в двух спектаклях. И представьте, ее психофизическое состояние удивительно совпадает с тем, что требуется для исполнения этих двух ролей.

– С одной стороны такие мастера, как Табаков и Филиппенко, звезды вашего театра – Евдокия Германова, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Александр Мохов и другие, и вдруг – такие птенчики. Контраст!

– Вполне допускаю, что контраст. Но это не “затемняет” смысл происходящего на сцене. Я доволен своими юными учениками. Пока, слава Богу, имеем то, что хотели.

– Но девочки еще будут какое-то время учиться. Может получиться так, что после окончания училища они не будут вписываться в ваши планы? Один актер говорил, что вы не станете обучать студента актерскому мастерству, если видите, что впоследствии вы не сможете обеспечить его работой.

– Правильно вас ориентировали. Весьма важная часть обязанностей педагога – это уверенность в том, что твой ученик сможет заработать на кусок хлеба.

– Как ректор Школы-студии МХАТа вы, наверное, знаете, стоит ли сейчас проблема перепроизводства актерских кадров. Сколько реально из выпускников может получиться настоящих актеров?

– Слава Богу, все мои ученики работают по профессии. Во-первых, неподходящие сразу отсеиваются на конкурсе. А потом в течение первого курса уже можно четко определить, кому не следует терять время. Бывает, что и со второго курса отчисляю студентов. Из-за нарушения дисциплины. Но чаще всего по недостатку дарования.

– В этом смысле вы крутой педагог?

– Что есть, то есть. Крутой.

– Большинство ваших учеников работает в вашем театре. А многие потом уходят?

– Бывает. Кто-то уходил по причине отсутствия возможности роста. Кто уходит потому, что где-то больше платят. Но честно говоря, от меня уходят редко.

– Дом держит?

– Моя точка зрения, что театр – дом. Это наиболее удобная и естественная для России форма построения театрального дела. Театр-семья. Для нашего времени, правда, эта форма нетипична. Большинство моих коллег предпочитает умирать в одиночку. А зря. Ведь не решена проблема социальной защиты актера, нет коллективного договора актеров и работодателей. Уровень жалованья, платы за труд крайне низок. Я осторожно говорю, ведь мне могут возразить, что у врачей и учителей тоже маленькие зарплаты. Но меня интересует та сфера, в которой я работаю.

– У вас все же театр пока молодой, проблемы социальной защиты еще не актуальны.

– Я думаю не только о моих актерах и не только о Москве. А об армии русских бессребреников, работающих в русской провинции почти задаром. Вот где проблемища!

– Вот вы играете Луку в спектакле “На дне”. Почему эта пьеса и почему эта роль? Лука раньше считался отрицательным героем. Подумаешь, добрый дедушка, жалеет всех!

– Во-первых, он мне подходит по возрасту, к тому же – интересен как человек, способный принимать участие в судьбах людских. Личность неравнодушная, способная “подставить плечо” в тех параметрах, которые ему отпущены.

– Чувствуете нынче дефицит таких людей?

– А когда их был избыток-то? Может, в войну только. Как говорится, “будь проклята война – наш звездный час”. В том смысле, что тогда человек человеку чаще был другом. Лука – это опровержение абсурда горьковского. Век уходящий такие чудовищные антигуманные акции произвел, что говорить об уважении к человеку неловко. Революция с логикой нелюдей-большевиков, с тем, что брат поднялся на брата, лучшие умы уничтожались, а земля была покрыта паутиной ГУЛАГа. И многое-многое другое. Например, то, что делалось в Германии с 1933 года. Это все приметы века уходящего. Какое же тут уважение к человеку? Логика ХХ века последовательно, долго и успешно опровергала основной горьковский постулат, что “человек – звучит гордо”. Жалеть – не зря у нас это синоним слову любить. Жалеть – значит, понять, помочь. Это часть российской ментальности. Это предполагает участие в другом человеке. Вот для чего сюда запущен Лука. Он и уходит только тогда, когда понимает, что не может всех спасти. Он ведь в безвыходном положении. Он – человек кавказской национальности, беженец. Этот мотив не может не прозвучать сегодня. Мне 65 лет. Я многое узнал, многое видел, многое понял о жизни. Хочу этим поделиться со зрителем.

– А 18-летние девочки чем могут поделиться?

– Вижу, что горьковские образы им по плечу, по их уровню жизненной философии. Им интересно и радостно работается.

– Чем нынешние молодые отличаются от ваших прежних учеников?

– Думаю, молодые правы уже тем, что они будут жить после меня. Я априори так смотрю на это. Надо следовать примеру наших отцов-основателей, которые верно считали: на них жизнь не кончается. Надо по совести сделать все, чтобы молодым жилось чуть-чуть легче. Мне нравятся молодые, хотя, к сожалению, они не очень образованны. Я довольно жестко загружаю студентов, обеспечивая их культурный рост. Это у нас в традиции. Профессор Михаил Лобанов “таскает” их по Москве, по историческим местам. Стараемся, чтоб люди интересные к ним приходили. Читать заставляем много. Хочется верить, что в будущем они станут интеллигентными людьми.

– Часто выпускники вашей школы говорят, что учиться в ней было – счастье. Кто сегодня передает молодым эстафету?

– Замечательные педагоги – Алла Борисовна Покровская, Авангард Николаевич Леонтьев. Более молодые – Роман Козак, Дима Брусникин, Сергей Земцов, Герман Энтин, Сергей Шенталинский, Игорь Золотовицкий, Миша Хомяков, Павел Ильин, Боря Романов… До сих пор русская театральная педагогическая школа весьма высоко ценится. Я получил приглашение в Будапешт на Европейский театральный фестиваль лучших театров Европы – из Италии, Франции, Великобритании. Тем не менее вашему покорному слуге предлагают провести мастер-класс обучения актеров. Значит, котируемся!

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ.

На снимке: Табаков с учениками в сцене из спектакля “На дне”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“КЛИПОТАВР” – НОВИНКА СЕЗОНА
ПАФФА ДЭДДИ ЖДЕТ ТЮРЬМА
ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ НА КОНЦЕРТЕ
Александр ВУЛЫХ – Крису КЕЛЬМИ
Уикенд
С НОВЫМ ГОДОМ, “КИНОТАВР”!
БАРАБАНЩИК MAVERICKS ПОПРАВЛЯЕТСЯ
ЗДОРОВАЯ КОЖА ВАШЕГО РЕБЕНКА
ХИЗЕР МИЛЛС СТАНЕТ БОГАЧЕ
КОНКУРС “МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ” ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ХЬЮСТОН СПАСАЕТ СВОЮ РЕПУТАЦИЮ
Коротко
ДЖАГГЕР ПРЕРВАЛ СВОЙ ОТДЫХ
THE SMASHING PUMPKINS: MACHINA/ THE MACHINES OF GOD
НЬЮДЖЕНТ ОСКОРБИЛ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ
ПОМОГИТЕ! ИНСУЛЬТ!
СЕЛИН ДИОН КУПИЛА ОСОБНЯК
КИНО с 24 по 30 АПРЕЛЯ
УЭЛЛЕР ПРОТИВ СТАРЕЮЩИХ ЗВЕЗД
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 24 по 30 АПРЕЛЯ
НАРКОТИКИ ЗА КУЛИСАМИ
Фавн перед зеркалом
ПОЖАР В ТРЕЙЛЕРЕ
Сквозь призму времени
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
Звуки серебряной арфы
АБРАМ ПРЕДСТАНЕТ ПЕРЕД СУДОМ
45 лет на одной сцене
СПИРС СОШЛА С ДИСТАНЦИИ
Трава и облака белок,
TRAVIS “СДЕЛАЛИ” OASIS


««« »»»