Мордовская классика в Москве

В выставочном зале “Новый Манеж” (Георгиевский пер, 3) проходит выставка из цикла “Диалоги”, дающая возможность показать в столице художественные богатства народов, населяющих многонациональную Россию. Первой стала Мордовия, готовящаяся скоро отпраздновать 70-летие образования своей республики. Представлены около 100 работ классиков мордовского искусства – скульптора С.Эрьзи и художника Ф.Сычкова. Некоторые экспонаты дала Третьяковская галерея, но подавляющая их часть привезена из Саранска, из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств.

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876 – 1959) известен сегодня во всем мире. На Западе его сравнивали с Роденом и писали о нем восторженные статьи. Взяв в качестве псевдонима название мордовской народности, он сделал ее известной всему миру. Сын бедняка, он благодаря воле, таланту, трудолюбию поступил в 1902 г. в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с отличием окончил его, в 1906 – 1914 гг. работал в Италии и Франции, где пришел к нему успех. Вернувшись домой после революции, он создал ряд интересных монументальных работ, но отсутствие свободы творчества и идеологические придирки заставили его уехать из страны. С 1927 по 1950 г. Эрьзя жил в Аргентине, где создал великолепные скульптурные портреты великих сынов человечества – Сократа, Микеланджело, Бетховена, Льва Толстого, скульптуры библейских персонажей, героев мордовских сказок, а также длинную галерею пленительных женских образов. В Аргентине он первым начал работать со сверхтвердыми породами дерева – кебрачо и альгарробо, для чего разработал оригинальную технику. Вернувшись на Родину в 1950 г., мастер передал в дар государству более 200 своих работ. На выставке представлены скульптуры Эрьзи разных периодов – московского, парижского, аргентинского – “Скорбь”, “Отдых”, “Каприз”, “Аргентинка”, “Микеланджело”, “Христос кричащий”, типичные для его творчества.

Живописец Федот Васильевич Сычков (1870 – 1958) тоже был сыном бедного крестьянина. Благодаря меценату, генералу И.А.Арапову он сумел поступить в Петербургскую академию художеств. Перед ним открывалась карьера модного художника, но он предпочел вернуться в родное село Кочелаево, где прожил всю жизнь. Главной темой его многочисленных картин стали жизнь и быт его односельчан – их заботы, праздники, гуляния. Особенно любил художник изображать главную красоту народа – его женщин и молодых девушек – жизнерадостных, пышущих здоровьем и весельем. Хороши также его пейзажи Мордовии, натюрморты, особенно цветы. Русский по национальности, он стал гордостью Мордовии, основоположником ее профессионального изобразительного искусства.

Олег ТОРЧИНСКИЙ.

На снимках: С.Эрьзя “Женская голова”, 1955. Дерево кебрачо. Ф.Сычков “Подружки. Дети”. 1916. Масло.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИГОРЬ БАЛЛО – ПОСЛЕДНИЙ МАЧО?
СОВЕРШЕННЫЕ СТРАННИКИ
ПЕВИЦА НЕ ПРИЧАСТНА К ПЕРЕСТРЕЛКЕ
КАРЛОС САНТАНА ВОКРУГ СВЕТА
ТРАГЕДИЯ НА КОНЦЕРТЕ
BLACK CROWES МОГУТ ИСПОРТИТЬ СЛУХ
Коротко
Уикенд
ЛИЭНН РАЙМС ПОДАЛА В СУД
ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ШКАФ, И НЕ ТОЛЬКО…
ЭЛТОН & ЭЛИЗАБЕТ = СЛАДКАЯ ПАРОЧКА
ЙОРК И БЬОРК ЗАПИШУТ ПЕСНЮ
КИНО с 17 по 23 АПРЕЛЯ
МАДОННА ПОНРАВИЛАСЬ БУДУЩЕМУ СВЕКРУ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 17 по 23 АПРЕЛЯ
ТОРНХИЛЛ ПОКИНУЛ ГРУППУ
Олег Шейнцис: Вчера ты пространству нагрубил, а сегодня оно капризничает
НА MP3 СНОВА ПОДАЛИ В СУД
Новые имена Музыкального театра
ГРОЛ НАКОНЕЦ-ТО ВЫЛЕЧИЛСЯ
Ох, уж эти “Маски”!
КОГДА ЖЕ ВЫЙДЕТ АЛЬБОМ?
“МИРУ” – МИР, ИЛИ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ “МИРНОГО” ВРЕМЕНИ
«ПИЛИТЕ, ШУРА, ПИЛИТЕ. ОНИ ЗОЛОТЫЕ…»
ЛАЙЭМ ПООБЕЩАЛ ДАТЬ В НОС РОББИ
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ ANIMALS
ПЯТЬ ПАЧЕК “ОРБИТА СЛАДКАЯ МЯТА” – ГОРОСКОП В ПРИДАЧУ!
АГНЕТУ ПРЕСЛЕДУЕТ МАНЬЯК


««« »»»