В начале было тело

Уникальная выставка открылась в Театральной галерее на Малой Ордынке (филиал ГЦТМ им. Бахрушина) – “Человек пластический”. Она посвящена одной из малоизвестных страниц нашей культуры – истории становления нового танца и свободной пластики в России и СССР в 1910 – 1920 годах. Выставка организована по инициативе итальянской исследовательницы русского искусства, профессора Восточного института-университета из Неаполя Николетты Мислер. Первую такую выставку на основе собраний Бахрушинского музея и зарубежных частных коллекций она с большим успехом провела в Римском Аквариуме. В нынешнем варианте экспозиция дополнена редкими фотографиями и рисунками из собрания галереи “Солянка”, РГАЛИ, Музея Кино, ГТГ и частных собраний.

Интерес зрителей привлечет раздел, посвященный пластическим идеям Айседоры Дункан, которая впервые выступила в России в 1904 году. Она создавала здесь частные школы, которые особенной популярностью стали пользоваться после революции, когда начался бурный расцвет свободного танца. Открылись и другие школы и студии, где свои эксперименты проводили знаменитые тогда танцовщики Касьян Голейзовсий, Лев Лукин, Александр Румнев, Вера Майя. В экспозиции представлено много посвященных их пластическим экспериментам фотографий и рисунков.

Центральное место выставки занимают уникальные экспонаты, которые демонстрируют фактически забытый сегодня художественный проект – “Искусство движения”, идеи которого разрабатывались в 20-е годы в престижном научном учреждении – Государственной академии художественных наук (ГАХН). Все движения человеческого тела были разделены на три основные группы – танец, спорт, трудовые движения. Хореологическая лаборатория ГАХН занималась разработкой и исследованием движений, которые представляют художественное зрелище. Опыт ее обобщался и фиксировался не только средствами фотографии, но и графически-живописными. Эти работы были представлены на выставке “Искусство движения”, которая должна была проиллюстрировать изучение пластики и показать художественную ценность фотографирования движения. Первая такая выставка открылась в 1925 году и носила закрытый характер – в экспозиции было немало этюдов обнаженной натуры, сделанных самыми лучшими фотографами и художниками тех лет. Были еще три выставки, но, к сожалению, к концу тридцатых годов эта тема были “свернута”, хотя некоторые направления искусства движения получили творческое развитие и в дальнейшем. Материалы тех выставок и стали основой нынешней.

Выставка “Человек пластический” дает редкую возможность проследить развитие и угасание одной из самых красивых эстетических утопий ХХ века.

Ирина ШВЕДОВА.

Иллюстрации: художник О.Энгельс “Движение Ирмы Дункан”. Фотография А.Румнева, исполняющего эстрадный танец.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПЕЙДЖУ ПРИНЕСЛИ ИЗВИНЕНИЯ
Уикенд
НОВОСТИ “КИНОТАВРА”
КУРТ КОБЕЙН – ПЛОХОЙ МАЛЬЧИК
КАЖДОМУ РУДИНШТЕЙНУ – ПО ПРОПЕЛЛЕРУ!
НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ МИКА ДЖАГГЕРА
ВУЛЬФ, КАЖЕТСЯ, ТЕРЯЕТ СВОБОДУ
СЕКРЕТ ЭЛТОНА ДЖОНА
ГРАДСКИЙ НЕ ВЫДЕРЖАЛ… НУ И ПРАВИЛЬНО!
РЭППЕР АРЕСТОВАН ЗА НАПАДЕНИЕ
ГЛУБОКО ПУРПУРНЫЕ МЕЧТЫ
ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ БАСТАРДА
КРИС НОРМАН СРАБОТАЛСЯ С НЕМЦАМИ
РАБОЧИЕ ДОМОГАЛИСЬ МАЛЬЧИКОВ
Коротко
ЗА U2 ОХОТИТСЯ МАНЬЯК
МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ!
ГДЕ БЫЛА ХЬЮСТОН?
КИНО с 10 по 16 АПРЕЛЯ
СМИТ И МАДОННА – САМЫЕ ХУДШИЕ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 10 по 16 АПРЕЛЯ
КОЛЛИНЗ ПОДАЛ В СУД
Никас Сафронов: хочу работать в России
Антрепризные парадоксы
Олег Янковский с граммофоном
“Ника” продолжает строить глазки “Оскару”


««« »»»