ГЛУБОКО ПУРПУРНЫЕ МЕЧТЫ

Очень нравится урле

Диск «Ин роск» Дееп Пурпле.

(Из фольклора 70-х годов).

Что было самой заоблачной мечтой любого рокера на всей территории СССР в далекие семидесятые? Думаю, не ошибусь, если скажу – попасть на концерт Deep Purple. В те годы, чтобы это сбылось, должно было случиться невероятное. Как, например, с группой студентов Гнесинки, поехавших в 1974 году на музыкальный фестиваль в Югославию, где вдруг оказалось, что в том же концертном зале спустя два дня состоится выступление их кумиров. Чувачки, пробравшись на тот концерт, были настолько впечатлены, что потом, по возвращении на родину, еще долго заглушали тоску дешевым портвешком.

По понятным причинам, в советское время о гастролях Deep Purple в нашей стране не могло быть и речи -– не переносил рока типовой начальник из Госконцерта, окончивший заочно крыжопольское музыкальное училище по классу баяна и считающий Валентину Толкунову верхом эстрадного искусства. Тогда легендарная группа так и не посетила страну победившего социализма, в которой у нее было поклонников значительно больше, чем в любой другой стране, но зато теперь, похоже, взяла обязательство приезжать к нам по всем четным годам. Вот и этот год не стал исключением, и заветный состав ГилланГловерМорзЛордПэйс уже пакует чемоданы, чтобы озарить апрельское небо Москвы фейерверком хард-роковых пассажей.

История успеха Deep Purple на одной шестой части суши заслуживает отдельного разговора. От группы «тащились» все – от эстета с консерваторским образованием до полуграмотного пэтэушника; от москвича до тунгуса, по-прежнему дикого; от подростка до пенсионера. Как-то тихим летним вечером эпохи позднего застоя я наблюдал такую картину возле винного магазина недалеко от метро «Спортивная». Группа бухариков, уже изрядно приняв на грудь, извлекла откуда-то баян и стала орать дурными голосами обычный для подобных ситуаций репертуар. Но что меня крайне развеселило, так это когда после вполне закономерных «Эх, мороз, мороз» и «Под крылом самолета» баян стал извлекать сильно искаженные, но вполне узнаваемые звуки риффа из Smoke On The Water, и пропитые глотки затянули: «Ды-ы-ы-ы-м над водо-о-о-о-ю»…

Долгое время мало кто знал, как правильно произносится название коллектива, бытовали варианты – «Дю Папл», «Де Пюпл», «Ди Пэпл». Тот, кто мог перевести эти два слова с английского, недоумевал над их смыслом, ведь тогда никто не догадывался, что Deep Purple – это всего лишь название популярной в сороковые годы песни, которую в исполнении Бинга Кросби очень любила бабушка Ричи Блэкмора. Некоторые думали, что в словосочетании Deep Purple заложен какой-то тайный смысл. Вообще добывать достоверную информацию приходилось с большим трудом. Западные радиоголоса не часто вспоминали о британских рокерах. Если бы не статья Троицкого «Пятерка темно-лиловых», опубликованная в свое время в «Ровеснике», многие еще долго оставались бы в неведении относительно биографии группы, а на просторах страны передавались бы из уст в уста перлы типа такого (сам слышал): «Тут занавес поднимается, и сам Дю Папл на сцену выходит – голый»

Так в чем же секрет Deep Purple? Этой теме было посвящено немало книг, статей и научных исследований, в том числе и у нас. Думаю, что причиной успеха было сочетание композиторского таланта, наивысшего профессионализма каждого музыканта и новизны исполнительской концепции; а если сюда добавить искреннюю чувственность и «позитивную» агрессивность музыки группы, то становится ясно, почему она так затронула струны российской души. Deep Purple – это тот редкий случай, когда каждый из участников ансамбля, неся в себе свою частицу гениальности, еще и понимал с полуслова своих коллег, даже несмотря на неприязненные личные отношения. В силу этого группа всегда звучала на удивление стройно, сыгранно, монолитно; естественно, что не было для нее и никаких технических или эмоциональных преград. В ее записях вы не услышите ни недомолвок, ни компромиссов, ни «соседей» (когда музыкант, исполняя какой-либо пассаж, вместо или вместе с нужной нотой задевает соседнюю, то говорят, что он «сыграл по соседям», или играл по типу «наши соседи»). Этим грешат многие даже выдающиеся группы, особенно «соседи» заметны на концертных записях. А Deep Purple звучит на концертных дисках практически так же, как на студийных. Вот он, профессионализм. Ведь ясно, что в студии сыграть чисто несложно, это с двадцатого-то дубля, а когда на живом концерте…

В 1991 году вышел документальный фильм с символическим названием «Deep Purple – пионеры тяжелого металла». Ну, насчет тяжелого металла можно поспорить, кто там был пионером, и можно ли вообще Deep Purple относить к металлу. Но то, что группа, действительно, сделала целый ряд музыкальных открытий – это бесспорно. Например, широкое, акцентированное использование органа «Хаммонд», которое прежде было только в джазе и блюзе; эксперименты с формой – многочастные композиции с разработкой; введение классических элементов, в частности, кварто-квинтового хода, как у Баха и Генделя (в композиции Burn). Первыми Deep Purple широко применили и многие приемы, ставшие потом стандартными в роке, – пятую пониженную ступень в аккордах и риффах, впоследствии концептуальную для всего хард-рока и металла; унисонную игру гитары и баса, усиливающую выразительность звучания (как, например, в композиции Demon’s Eye).

Наверное, Deep Purple не стала бы настолько великой группой, если бы в ней не было Гиллана – вокалиста уникального, с огромным диапазоном, прекрасно владеющего всеми приемами пения, включая оперные. В свое время мне довелось общаться с выдающимся хоровым дирижером, народным артистом СССР Виктором Поповым. Оказалось, что он прекрасно знает творчество не только классических, но и рок-вокалистов, и я запомнил его фразу: «Плант – безусловно, выдающийся, но любитель; а Гиллан – это суперпрофессионал». Про остальных музыкантов я могу сказать примерно так же. Лорд – ураганный клавишник, виртуозно владеющий всеми регистрами органа; Блэкмор – просто Паганини гитары, но и заменивший его Стив Морз оказался не лыком шит; Гловер одним из первых показал, что бас-гитара тоже может играть музыку; с Пэйсом вряд ли кто в роке сравнится по каллиграфической мелкой технике.

Что ж, можно только пожелать музыкантам, чтобы и следующие тридцать лет они наяривали с таким же задором, тем более что на пенсию они пока не собираются.

Александр ОСИПОВ.

 

Сегодня группа Deep Purple прилетает в Санкт-Петербург из Хельсинки и прямо из аэропорта «Пулково» отправится в ДС «Юбилейный» (8.500 мест), где даст концерт.

Завтра команда переберется в Москву и примет участие в пресс-конференции в гостинице «Radisson-Славянская» (зал «Толстой»), где будут жить музыканты. Возможно, во время своего пребывания в столице Deep Purple примут участие в культурной программе: для музыкантов будут заказаны экскурсии в Третьяковскую галерею или Музей им. Пушкина.

Концерт пройдет послезавтра, в воскресенье, в ДС «Лужники» (8.500 мест). Программа, которую представят Deep Purple, остается пока загадкой даже для организаторов, однако не исключено, что на концертах будут исполнены новые композиции, созданные музыкантами «на колесах».


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПЕЙДЖУ ПРИНЕСЛИ ИЗВИНЕНИЯ
Уикенд
НОВОСТИ “КИНОТАВРА”
КУРТ КОБЕЙН – ПЛОХОЙ МАЛЬЧИК
КАЖДОМУ РУДИНШТЕЙНУ – ПО ПРОПЕЛЛЕРУ!
НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ МИКА ДЖАГГЕРА
ВУЛЬФ, КАЖЕТСЯ, ТЕРЯЕТ СВОБОДУ
СЕКРЕТ ЭЛТОНА ДЖОНА
ГРАДСКИЙ НЕ ВЫДЕРЖАЛ… НУ И ПРАВИЛЬНО!
РЭППЕР АРЕСТОВАН ЗА НАПАДЕНИЕ
КРИС НОРМАН СРАБОТАЛСЯ С НЕМЦАМИ
ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ БАСТАРДА
Коротко
РАБОЧИЕ ДОМОГАЛИСЬ МАЛЬЧИКОВ
МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ!
ЗА U2 ОХОТИТСЯ МАНЬЯК
КИНО с 10 по 16 АПРЕЛЯ
ГДЕ БЫЛА ХЬЮСТОН?
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 10 по 16 АПРЕЛЯ
СМИТ И МАДОННА – САМЫЕ ХУДШИЕ
В начале было тело
КОЛЛИНЗ ПОДАЛ В СУД
Никас Сафронов: хочу работать в России
Антрепризные парадоксы
Олег Янковский с граммофоном
“Ника” продолжает строить глазки “Оскару”


««« »»»