АЛЕ, ПОПС!

За первые полтора месяца продаж альбома “Точно Ртуть Алоэ” группы “Мумий Тролль” продано более ста тысяч компакт-дисков нового альбома. Продажи кассет достигли пятисот тысяч. Эти цифры сенсационны, даже если разделить их на два. Как правило, группами, сопоставимыми по “звездности” с “Мумий Тролль”, за первые четыре месяца продаж, являющихся самыми активными, продается не более 30 000 компактов.

Глядя на “шахматные партии” рекламных акций “Мумий Тролль”, отечественный шоу-бизнес, немного скрипя зубами, признает за продюсером статус гениального. Впрочем, абсолютно не ясно, кто является основным криэйтором промо-акций “Мумий Тролль” – многие склонны полагать, что это Илья Лагутенко.

Однако и Лагутенко, и Леонид Бурлаков, ведущий дела группы, отказываются давать интервью на тему своих продюсерских успехов. Бурлаков говорит: “Гениальным продюсером в России будет тот, кто сможет продать 1 000 000 пластинок одного альбома по цене 6 – 7 долларов”. Но ведь сегодня в России это в принципе невозможно и не зависит от успеха группы. “Безусловно. Но пока этого не произойдет, в России не будет шоу-бизнеса”. А ведь кажется, что он уже есть. Кажется, в первую очередь, глядя на “Мумий Тролль”.

Главный феномен и парадокс “Мумий Тролль” заключается в следующем – впервые в России группа, чьим продуктом является искусство, развивается и продвигается на рынке в соответствии с законами шоу-бизнеса.

Не будет откровением сказать, что сегодня в России рок-артисты существуют на рынке не благодаря следованию его законам, а скорее, им вопреки. Во многом это вопрос личного выбора.

Практика показывает, что группа с многолетней и очень громкой историей может себе позволить подойти к промоушену своего нового альбома формально, положившись на естественный успех. Однако невозможно посчитать количество людей, не купивших благодаря этой тактике очередную пластинку.

“В России артисты сначала записывают альбомы, а потом просто ждут, когда они станут героями. Такая тактика может привести к успеху, но скорей всего она приведет в тупик. И это будет вина артиста, вина перед людьми, которым он не дал возможности себя услышать”, – вот логика группы “Мумий Тролль”.

Шоу-бизнеса как индустрии в России действительно не существует. Однако создатель империи Virgin Ричард Бренсон утверждал, что в бизнесе все определяет личность.

Вот события последнего года.

“ВОСПОМИНАНИЯ”

Для “Мумий Тролль” провести в Москве хороший концерт на отличном звуке с качественным светом и “собрать” зал – необходимо, но явно недостаточно. Им необходима интрига – “Мумий Тролль” делает концерты, о которых помнят и говорят как минимум год. Да, но как?

Обычно подготовка концерта, на пафосном слэнге гордо именуемого “сольником”, занимает максимум два месяца. Декабрьские концерты 1998-го года в ДК Горбунова, позиционировавшиеся как завершение двухлетнего тура, “Мумий Тролль” начал готовить за пять месяцев до намеченной даты.

К тому моменту по оценкам экспертов группа “Мумий Тролль” по количеству реализованных аудионосителей и гастролей, являющихся действительным показателем популярности группы, стала самой продаваемой рок-группой в России. Любая группа в аналогичной ситуации, вне всякого сомнения, решилась бы отметить свой успех концертом в СК “Олимпийский” или, как минимум, в Лужниках.

“Мумий Тролль” предпочел два концерта в ДК Горбунова. Главный фокус заключался в том, что в каждый из дней игрались разные программы.

Концерты позиционировались, как громкое начало долгого периода тишины: группа уезжала в Лондон записывать новый альбом.

На этом фоне следовало только попрощаться. Группа объявила, что до двухтысячного года не будет играть концертов. Поклонники задохнулись от эмоций: “Мумий Тролль” уходил от них на год!

Вообще такого рода эмоции крайне полезны – ускользающий любимый еще более любим, а уж возвращающийся – тем более. Стоит вспомнить аналогичные эскапады “Наутилуса”, наличие в команде которого такого человека, как Илья Кормильцев заставляет задуматься – не играл ли “Наутилус” ту же игру, которую так блистательно продемонстрировал “Мумий Тролль” в декабре 1998-го.

На первый взгляд, разные программы в два концертных дня – фактор риска. Но это только на первый. Наглость комбинации заключалась в том, что зритель, разогретый ажиотажем вокруг “последних концертов”, сразу ставился в ситуацию выбора – на какой из двух концертов ему идти? На вопрос, идти ли вовсе, уже ответили за него.

При снятом партере ДК Горбунова вмещает порядка 3000 человек, и в эти дни он едва не треснул – таких переаншлагов Москва не видела давно. Толпа, томящаяся снаружи, была не намного меньше толпы внутри. Безусловно, все они поместились бы в “Олимпийский” – но, по концепции “Мумий Тролль”, следует играть только такие концерты, о которых потом как минимум год говорят. И говорили.

Конечно, это не были последние концерты в 2000 году. Чудесным образом группа появилась в Москве летом 1999-го на празднике “МК” и, кроме того, в октябре дала “секретный концерт для друзей”, о котором – разговор особый. Получается – обманули? Но, во-первых, правила придумывают для того, чтобы их нарушать, а, во-вторых, сегодня группа дает следующий комментарий: “Мы говорили, что до 2000 года никто не сможет купить билет на наш концерт, и это правда”. Это действительно правда.

В январе 1999-го группа, как и обещала, исчезла из поля зрения своей аудитории. В Лондоне записывался альбом “Точно Ртуть Алоэ”. До нас долетали “приветы” – в январе в мощную ротацию по московским радиостанциям пошел сингл “С Новым годом, крошка”, названный Леонидом Парфеновым (озвучивающим, кстати говоря, рекламные ролики МТ), последней новогодней песней уходящего века. Потом все стихло.

В августе 1999-го “Мумий Тролль” начал первый из четырех этапов рекламной кампании альбома “Точно Ртуть Алоэ”, релиз которого состоялся 5 февраля под девизом “Первый альбом нового тысячелетия”. Сегодня мы не знаем в России групп и артистов, начинающих промоушен своих альбомов за семь месяцев до релиза.

На первом этапе рекламной кампании максимально ротировалась тема воспоминаний – статьи “о великом прошлом”, старое видео и хиты недавнего времени. В октябре – между Лондоном и Японией – “Мумий Тролль” появился в Москве, где и сыграл свой знаменитый “секретный концерт для друзей”. Эта трюковая история характерна для стиля рекламных акций “Мумий Тролль”.

Слухи о том, что концерт будет, гуляли по Москве уже давно, но не поддерживались СМИ. Пресс-атташе группы начал обзванивать неширокий круг, состоящий из представителей шоу-бизнеса, журналистов и просто друзей группы недели за две до концерта. Однако точная дата и место проведения концерта по-прежнему держались в секрете.

За три дня до концерта дата, наконец, была названа – в отличие от места и времени начала. Вежливо, но настойчиво отклонялись попытки приглашенных взять с собой еще кого-нибудь – даже если речь шла о весомых, скажем так, фигурах, однако не попадавших в неясную категорию “друзья “Мумий Тролль”.

Люди, которых трудно удивить, включились в игру. Место и время начала концерта им сообщили за три часа до его начала – “14.00, клуб “Шестнадцать тонн”.

Дорогие друзья! Счастью представителей шоу-бизнеса и масс-медиа не было границ, когда, придя в клуб, они смогли оценить красоту комбинации – вход был абсолютно свободным! Стало быть, любой человек, решивший вдруг пообедать в клубе “16 тонн”, оказался бы на суперсекретном, никак не рекламируемом концерте группы “Мумий Тролль”. О концерте говорила вся Москва и СМИ.

К слову, на том же концерте состоялась московская премьера “Невесты” – сингла группы “Мумий Тролль”, с которого начался второй этап рекламной кампании альбома, нацеленный на подготовку тура.

НЕВЕСТА

“Мумий Тролль” начал готовить тур в октябре – за пять месяцев до его начала. В безысходной ситуации, которая сложилась к 1999 году в России с проведением туров, группа начала с того, что спланировала удобный для себя график гастролей. После чего начала звонить в города: “Такого-то числа такого-то месяца мы бы хотели у вас выступить”, говорила группа, что было “запланированным верхом наглости” – почти год “Мумий Тролль” никто не видел и не слышал. И тогда стартовала “Невеста” – вышел сингл, радиостанции включили песню в активную ротацию, вскоре подоспел и клип.

Качество продукта обеспечило успех – трюк сработал. Через месяц администрации “Мумий Тролль” начали звонить из городов – начался бум “Невесты”, и что оставалось делать местным организаторам, как не обратиться по указанному адресу?

“В этой ситуации, – комментирует наш источник в “Мумий Тролль”, – когда в январе мы дали рекламу непосредственно тура, мы уже добивали тех, кто еще в чем-то сомневался”.

“Невеста” позиционировалась в диапазоне от народной свадьбы до эстетского клипа. О народном гулянье заставляет вспомнить презентация сингла, прошедшая при мощнейшей рекламной поддержке. Только слепоглухой не знал, что девушки, явившиеся в назначенный день и час в свадебном платье на смотровую площадку Воробьевых гор, получат в награду сингл “Невеста”. Мы все наблюдали раскрасневшихся счастливиц в ТВ-эфирах. Но не все осознали, что если бы вдруг ход не сработал и ни одна поклонница не решилась на экстравагантный шаг, дев в свадебных платьях в названный день и час на смотровой площадке все равно было бы предостаточно. Ибо такова традиция – московские свадьбы всегда посещают это место.

Само собой разумеется, что на презентации должен присутствовать артист. “Мумий Тролль” учел и это. Ильи на Воробьевых горах, конечно же, не было. Но его никто и не обещал – рекламные ролики обошли этот момент. Страсти накалялись.

Начали циркулировать слухи, поддержанные СМИ, – “Мумий Тролль” снимает клип с участием сотен девушек в свадебных платьях. MTV бешено анонсировало новое видео, показывая секундные якобы фрагменты клипа – Илья в безумном зеленом колере в окружении каких-то девушек. Как известно, в клипе не оказалось ни зеленого Ильи, ни девушек в белом. Сделанное в стилистике поп-арта и Энди Уорхолла видео на “Невесту” на общем фоне эфира MTV выделилось настолько внятно и ослепительно, что не заметить его не могли даже те, кто до этого вовсе не обращал внимания на “Мумий Тролль”. “Невеста” подняла планку отечественного видео на качественно другой уровень.

Однако трюк заключался в следующем – артиста, по которому разогретая рекламной кампанией публика начала скучать особенно отчетливо, ей опять показали. Только полетала по экрану его алая “чеширская” улыбка. Да и его ли? А клип прочно застрял на первом месте “русской десятки” MTV, став лучшим клипом года. И потеснил его с этой позиции только новый клип “Мумий Тролль” – “Карнавала. нет”.

КАРНАВАЛА.НЕТ

В январе начался третий этап рекламной кампании альбома “Точно Ртуть Алоэ”. Если быть точнее, он начался 31.12.99 – в день выхода сингла “Карнавала. нет”. Вскоре появился клип на эту песню, вышедший на MTV под рубрикой “эксклюзив” ( статус далеко не всех премьер) и с немыслимой ротацией – если вы смотрели канал в течение получаса и ни разу не видели клипа, это значило, что через пару минут вам его покажут.

Клип “Карнавала.нет” прямо противоположен “Невесте”. Меньше, чем за месяц до начала тура и релиза альбома, группа показывает очевидно малобюджетное видео, которое на претенциозном уровне “Невесты” выглядит неожиданно и едва ли не небрежно, но содержит грандиозное преимущество. Концертное видео по жанру, клип “Карнавала. нет” целиком построен на образе артиста. Вот он, Илья Лагутенко, которого вы не видели год – смотрите, он – приближается!

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СИНГЛАХ

“Мумий Тролль” является единственной в России группой, использующей политику издания синглов. Собственно говоря, в мировой практике синглы – это реклама, которая окупает сама себя. Тем же они являются и для “Мумий Тролль”. Самой красивой акцией следует признать выход сингла “Карнавала.нет”, помеченного загадочной надписью “31.12.99″ и поступившего в продажу именно 31 декабря 1999 года. Ну кто еще в России делает такие вещи?

ЧЕРНЫЙ ПИАР В ГУМе

Затем начался четвертый этап рекламной кампании, продолжающийся и поныне – реклама непосредственно альбома. 4 февраля в ГУМе должен был пройти отмененный меньше чем за час до начала презентационный концерт “Точно Ртуть Алоэ”. История вышла громкая – начиная с момента объявления места концерта и заканчивая его отменой. Находятся люди, которые в связи с этой историей говорят о черном пиаре и о том, что концерта и не должно было быть, – очередной фокус “Мумий Тролль”, подогревающий аудиторию до стадии кипения. Не знаю. Группа “Мумий Тролль” утверждает, что отмена концерта – очередное проявление “совка” (официально было объявлено, что концерт отменен принимающей стороной из соображений сохранения правопорядка). Глядя в честные глаза этих людей, я не могу им не верить.

СЕКРЕТНЫЕ НОВОСТИ ДЛЯ ДРУЗЕЙ

Четвертый этап рекламной кампании альбома “Точно Ртуть Алоэ” продолжается и прерван только на месяц – “Мумий Тролль” дает возможность Земфире прорекламировать свой альбом.

Группа “Мумий Тролль” больше не работает с этой артисткой, однако считает, что нельзя недооценивать стоящих рядом музыкантов. И если компании, издававшие “Битлз” и “Роллинг Стоунз”, находили возможность договариваться между собой о последовательности действий – это опыт, которым стоит воспользоваться.

Если у нас есть мейджоры, считает “Мумий Тролль”, раз в год они должны собираться вместе и планировать релизы своих пластинок. Только в этом случае возможно не перегружать рынок и не мешать себе и друг другу. Однако сегодня в России люди, занимающиеся шоу-бизнесом (как, впрочем, и все остальные), не готовы встречаться и договариваться.

Меж тем то, что сегодня делает “Мумий Тролль”, на Западе делали уже тридцать лет назад. И чтобы узнать об этом, достаточно прочесть три книжки – истории “Битлз”, “Роллинг Стоунз” и “Пинк Флойд”.

Как только Земфира закончит рекламу альбома, “Мумий Тролль” начнет рекламу своего третьего сингла – “Без обмана”, который выйдет 24 апреля. И если он будет продан также успешно, как два предыдущих, “Мумий Тролль” признает свою политику синглов верной.

Небольшой комментарий к продажам. Как нам стало известно, в регионах альбом “Точно Ртуть Алоэ” продается с лейблом “для продажи только в N.”. Что порождает у местных дистрибьюторов и покупателей стойкое ощущение эксклюзива. Более того. Продающийся на Украине альбом снабжен переведенным на государственный язык буклетом. Про эти акции тоже можно сказать – так еще никто не делал. Не удивительно, что продажи развиваются столь бурным темпом.

Рекламная кампания альбома “Точно Ртуть Алоэ”, включающая в себя “Ртуть Алоэ Тур”, закончится в декабре 2000 года сольными концертами в Москве. Возможно, будет разыграна такая история.

Первые афиши появятся в городе в июне. Лето, жара – какой декабрь? Но билет стоит всего 50 рублей! И человек его покупает. Потом афиши пропадают. А может, это афера? На билете, естественно, указан телефон, по которому можно позвонить в случае возникновения сомнений. Вы звоните. Организаторы подтверждают проведение концерта, напоминая о возможности в любой момент билет сдать. Человек решает билет сдать – и тогда ему возвращают 65 рублей. Почему?! А потому, объясняют ему, что билеты подорожали. Такая игра будет продолжаться до октября. Если поклонники “Мумий Тролль” честно любят эту группу, они получат дешевые билеты. Если любят не честно, они будут играть в МММ – финансовую пирамиду, в основе которой лежит реальный концерт. Как сообщил наш источник в “Мумий Тролль”, это – одна из идей по поводу будущего концерта.

23 марта концертом во Львове завершится третий период “Ртуть Алоэ Тура”. На две недели группа улетит в Лондон. В середине апреля тур, который завершится 20 декабря 2000 года концертом в Москве, будет продолжен.

Настя РАХЛИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

AMERICAN BEAUTY НА ЧЕХОВСКИЙ МАНЕР
Уикенд
АНАРХИЯ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА
НОВЫЙ ДИСК С ХРЕНОВЫМИ ХИТАМИ
Коротко
О ПОМОЩИ ПЕНСИОНЕРАМ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
“АЛЛО! АЛЛО!” – КТО УЖЕ НА СВЯЗИ?..
И воскресают имена…
Дмитрий Харатьян-гардемарин
Старый конь борозды не испортит…
РЫЦАРЬ РУССКОЙ СЦЕНЫ
ПОДАЙТЕ КОНКУРЕНТУ НА “КОЛЕСА”!
ХУ-ЛА-ЛА, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ ПОПСОЙ
ЭД КРИТИКУЕТ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР


««« »»»