И воскресают имена…

В редакции журнала “Наше наследие” проходит выставка, воскрешающая еще одно забытое имя – Раисы Котович-Борисяк (1895 – 1923). Эта талантливая художница умерла совсем молодой (от родов), но успела сделать немало, и, судя по оставшимся полотнам и рисункам, могла сделать еще очень многое.

Она находилась в самом центре культурной жизни 10 – 20-х годов Петербурга и Москвы. Достаточно сказать, что вторым мужем ее был Н.Померанцев, блестящий знаток древней Руси, она постоянно общалась с М.Волошиным, В.Ивановым, дружила с Л.Леоновым и С.Копельманом. А на стилистику ее живописи, представления о пространстве и цвете наибольшее влияние оказал К.Петров-Водкин, у которого она училась на курсах Е.Званцевой в Петербурге в 10-х гг.

Нам сегодня уже трудно представить, как причудливо сочетались в сознании людей ранних 20-х гг. остатки идей, представлений, образов канувшего в прошлое Серебряного века с нахрапистыми новациями революционного времени. Мистическое восприятие событий тех грозных лет, с такой силой переданное Блоком и Белым, было свойственно немалой части интеллигенции. Не была исключением и Раиса Котович-Борисяк. В ее городских пейзажах, питерских и московских, причудливо переплетались символистские образы Блока и Метерлинка и сугубо православные сюжеты. Если на одном листе пялят на нас глаза-фонари какие-то крылатые химеры, то на другом трое волхвов в золотых коронах идут на поклон к божественному младенцу по заснеженному русскому лесу, а на третьем изображен Серафим Саровский на фоне московских сугробов (по семейному преданию, он привиделся художнице, заблудившейся в зимней метели).

Но основную часть экспозиции составляют портреты – удивительная галерея людей трагической эпохи, когда время прекратило течение свое и целые духовные континенты уходили в небытие. Лица, изображенные на полотнах, трагичны и вдохновенны одновременно, говоря словами Бориса Пастернака, “сквозь них история орет”.

Р.Котович-Борисяк неоднократно участвовала в выставках: на “Мире искусства” в 1915 и 1917 гг., на I и II выставках профсоюза художников и живописцев в 1918 г. (на них три ее работы были приобретены Сербским национальным музеем, где их можно видеть и в наши дни), на “наркомпросовской” выставке 1919 г. После смерти художницы ее работы были показаны на выставках 1923 – 1924 гг. в Историческом музее, и в 1924 г. на выставках “Жар цвет” и “30 московских художников”. А потом – обрыв, забвение на многие годы… Полотна и рисунки, выставленные в стенах “Нашего наследия”, предоставили родственники Раисы Ивановны, бережно хранящие ее творческое наследие. Спасибо им. К нам вернулась прекрасная художница, без которой наши представления об отечественном искусстве начала века были неполными.

Олег ТОРЧИНСКИЙ.

На снимках: Р.Котович-Борисяк. “Автопортрет”. “Портрет матери”. “Русские волхвы”. Публикуются впервые.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

AMERICAN BEAUTY НА ЧЕХОВСКИЙ МАНЕР
АНАРХИЯ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА
Коротко
“АЛЛО! АЛЛО!” – КТО УЖЕ НА СВЯЗИ?..
Дмитрий Харатьян-гардемарин
Старый конь борозды не испортит…
РЫЦАРЬ РУССКОЙ СЦЕНЫ
ПОДАЙТЕ КОНКУРЕНТУ НА “КОЛЕСА”!
АЛЕ, ПОПС!
ХУ-ЛА-ЛА, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ ПОПСОЙ
ЭД КРИТИКУЕТ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
Уикенд
НОВЫЙ ДИСК С ХРЕНОВЫМИ ХИТАМИ
О ПОМОЩИ ПЕНСИОНЕРАМ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


««« »»»