Эта трагикомедия или, как ее еще называют, черная провинциальная комедия (при бюджете $12,5 млн.) уже принесла прокатчикам в Северной Америке $90 млн. и завоевала три “Золотых глобуса” – за лучший фильм, лучшего режиссера и лучший сценарий, а также заявлена в восьми номинациях на “Оскар”.
“Красота по-американски” (American Beauty, Dreamworks Pictures, США, 1999) – кинодебют театрального режиссера Сэма Мендеса и кинодебют телесценариста Алана Болла. Оператор Кондрад Холл – признанный классик, прославившийся умением аккуратно использовать тени и подсветку, чтобы создавать драматическую атмосферу практически “на пустом месте”, – снимал “Красоту…” на видеокамеру и одновременно на камеру Panavision.
Действие разворачивается в провинциальном городке Энитауне на тенистой улице След Робина Гуда. В центре повествования семейство Бернэмов и их соседи. Лестер Бернэм (Кевин Спейси), простой клерк в рекламном журнале, переживающий “кризис среднего возраста”, решает вспомнить молодость и отбросить опостылевшую размеренную жизнь. Причина этого решения – школьная подруга дочери Джейн (Тора Беч) Анджела Хэйс (Мина Сувари). Теперь эта новоявленная Лолита (длинноногая, длинноволосая, “идеальная” блондинка) – предмет его тайных желаний. Лестер бросает прежнюю работу и устраивается продавцом в закусочную, начинает бегать по утрам, “качается” в гараже, наслаждается музыкой Pink Floyd и курит травку. Этот образ жизни совсем не устраивает его жену Кэролин (Аннет Бенинг) и приводит к окончательному краху семейной жизни. Жена заводит роман с Бадди Кейном (Питер Галлахер) – королем “по продаже недвижимости”, своим потенциальным конкурентом. А дочь начинает ненавидеть папочку за слишком откровенные взгляды в сторону Анджелы. Правда, в ее жизни появляется возлюбленный Рики, любимое развлечение которого – снимать на видеокамеру “красоту жизни”: мертвую птицу, полет пластиковой сумки, лицо и тело любимой, “гимнастику” Кевина в гараже. Для обывателя Рики – фрик, его отец, полковник-моряк (Крис Купер), человек строгих правил (собирающий посуду с фашисткой символикой и невыносящий гомосексуалистов), уже сдавал сына в психушку.
Галерея истраченных душ и искалеченных судеб проносится перед зрителями. Среднее поколение охвачено тотальным конформизмом, а молодость романтично-цинична. Изящно прорисованная драматургия картины почему-то напоминает пьесы Антона Павловича Чехова и ту атмосферу всеобщей растерянности, потерянности, неустойчивости и тщеты.