С НАМИ БОГ!

Из века в век, от корня к кроне,

Минуя время и глупцов,

Потомки бережно откроют

Преданья старых мудрецов…

“С нами Бог!” – так называется новый спектакль историко-этнографического театра под руководством Михаила Мизюкова. .

В постановке “казачьего действа” авторы рассказывают о юноше и девушке, история жизни которых проходит у нас на глазах и взята в узловых, поворотных точках от момента первых встреч героев до смерти. История одной семьи, словно в капле воды, отразила жизнь целого народа.

…Темный квадрат сцены. В глубине над головами артистов – три слабо освещенные иконы, словно красный угол в казацкой избе. Деревянные лавки, стол – вот и все нехитрые декорации. Мощно звучит молитва – “С нами Бог!”, заставляющая зал вздрогнуть и мгновенно собрать внимание на освещенных образах. Воцаряется тишина, и возникает ощущение Предстояния… Для артистов сцена в эти минуты становится храмом, а они – его служителями. Мы, зрители, чувствуем это: нет, не играют актеры, а действительно творят молитву, прося благословение на предстоящее театральное действо.

Такое начало спектакля вполне обосновано общим замыслом. Если говорить о наших предках, то качество “набожности народа стоит на одном из первых мест. Садился ли казак за стол или вставал из-за него – непременно осенял чело крестным знамением. Помощи Бога испрашивал на все добрые дела, и не помолясь, не начинал никакого дела. Пускались ли в путь-дорогу, строили ли дом, играли ли свадьбу, засевали ли поле или отправлялись в поход – всегда прежде ходили в церковь помолиться. А осаждая приступом город, воины исповедовались и причащались и потом шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за Отечество, охотно умирали мучениками, были убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства”, – пишет этнограф М.Забылин в своем исследовании обычаев, обрядов и старинных преданий.

Специфика историко-этнографического театра, самобытного и не похожего ни на один московский коллектив, заключается в том, что само театральное действие составляют песнопения, молитвы, заговоры, песни, причитания и голошения. Оно сопровождается плясками и играми различных обрядов. Драматического текста (в привычном театральном понимании этого слова) почти нет. Да и не нужен он здесь, по большому счету.

Исконной чертой казацкой семьи являлось почитание старших. Глава семейства, отец (эту роль в спектакле исполняет Сергей Васильев) – родоначальник. Как старший сказал, так и будет. Жена, дети, родственники повинуются главе беспрекословно. Это хорошо отражено в сцене, когда молодая казачка, главная героиня спектакля (замечательная работа Ольги Шатровой), поссорившись с будущим женихом (Дмитрий Колыго), трижды идет к нему на поклон, выполняя волю отца. Отец строг. Впрочем, “великодушие, гостеприимство и мужество казаков было известно даже врагам, потому что самые враги могли найти приют, защиту и хлеб-соль в их доме”.

На наших глазах протекают самые счастливые дни будущей молодой семьи, с ссорами, примирениями, когда все складывается по поговорке: “Милые бранятся – только тешатся”. Игра артистов, очень точно воспроизводящих отношения молодоженов, доставляет зрителям истинное удовольствие.

Оказывается, что далекие предки наши в празднованиях отличались трезвостью и умеренностью. Отсюда их долговечность и здоровье. Что не уменьшало отнюдь веселости: любили хороводы, пляску, музыку и песни. “Простой, безупречно честный народ не положил на себя упрека, а между тем оставил и по сей час следы своего добродушия, словоохотливости и хлебосольства”.

Каждая история человека начинается с рождения. Вот и спектакль начинается с праздника Рождества. Далее показан обряд крещения ребенка в водах реки. Одной из самых сильных и ярких сцен, конечно же, является обряд обручения и свадьбы.

“Кто не знает, кто не слыхал свадебных песен? Кто не понимает их значения? Они просты до наивности, – пишет М.Забылин. – У римлян, например, девицы пели песни до полуночи у спальни новобрачных. А у русских весь свадебный обряд сопровождается песнопением, как то видно из величаний и песен во время сговора, девичника и т.п.”.

В этих песнях и напоминание девушке о будущих обязанностях жены и хозяйки, и выражение девичьей тоски при прощании с родительским домом. “В таких песнях, – пишет М.Забылин, – часто упоминаются Ладо, Тур и Лель как славянские боги любви и радостей. В них встречаются: синее море, горюч камень, терема и светлицы, скатерти браныя, караваи, перепечи, сахарные яства, гривны и прочее, что указывает на их старинное происхождение”.

Хотя в спектакле главных героев всего двое, все остальные персонажи четко индивидуализированы. Среди казачек одна – порывиста, другая – игрива и кокетлива, эта – застенчива, а та – скромна. Но каждая свою “пару” в кулаке держит, в рот палец не клади. Зато в казаках проявляются веселый разухабистый нрав, добродушное “своеволие”, как, например, в сцене подвыпившего казака Михайло, никак не соглашающегося с девушкой (прекрасно сыгранная роль Михаила Мизюкова), или способность подставить плечо в трудную минуту. И, конечно же, мужество (особенно в сцене ухода казаков на войну). Кстати, артистов театра отличают не только пластичность и музыкальность, но и хорошее владение оружием. Что мастерски продемонстрировал Дмитрий Колыго (исполнитель главной роли).

Одна из самых сильных сцен – возвращение войска с сечи уже без главного героя. Мощно, сдержанно и глубоко выражено горе его односельчан. Причитания молодой женщины, так рано потерявшей мужа, звучат необыкновенно сильно, вызывая невольные слезы. Не успела стать женой и матерью – а уже вдова.

Считалось, что замужние женщины имели право распускать волосы в особых случаях, ибо с волосами женщины связывали некую древнюю мистическую силу. Например, когда обряжали девушку к венцу, при родах, при оплакивании умерших. Финал спектакля – появление простоволосой женщины с младенцем на руках, с головой, покрытой покрывалом, явно относит нас к явлению Богородицы. Блаженная улыбка матери, к небу поднятые глаза – словно немая, тайная, одной ей ведомая беседа с любимым… Звучит финальная “Аллилуйя”. Аллилуйя вечной любви и жизни во всех формах ее проявления. В спектакле заняты Виктор Присмотров, Василий Дышко, Наталья Михеева, Светлана Щеголькова, Александра Сметкина, Татьяна Шарабарина и другие талантливые актеры.

Елена КУРБАНОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: POSTКОНЦЕРТ
ЧП в Кипрском гарнизоне
Творческое слияние
Не забудьте выключить телевизор
РОББИ “ПОХОРОНИЛ” НОЭЛА
ПЕРЕПИСКА ЭНГЕЛЬСА С КАУТСКИМ
СОБАКИ ЛАЮТ… “А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ”
НАРКОМАНИЯ ИЗЛЕЧИМА!
ВИДЕОАРХИВ ГРУППЫ “ДДТ”
ТЕЛЕФОН ДЛЯ ВСЕХ
Уикенд
ПРЕСНЯКОВ-МЛ. В КРУГУ ДРУЗЕЙ
СЕКСУАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ САЛТЫКОВОЙ


««« »»»