Как “Георгий” к лицу вам, поручик!

С Театром им. Р.Симонова “Московскую правду” связывает давняя дружба. Симоновцы неоднократно приглашали наших подписчиков на свои спектакли и творческие вечера, а мы с интересом следили за их новыми постановками. Поэтому особенно приятно поздравить одного из ведущих актеров театра Игоря КАРТАШЕВА с присвоением ему звания заслуженного артиста России.

Моя первая встреча с Игорем произошла лет десять назад на сольном концерте, где он исполнял романсы русских офицеров, написанные на собственную музыку. Цикл песен назывался “Как “Георгий” к лицу вам, поручик!”. С тех пор много воды утекло. Творчество друзей анализировать радостно и трудно, поскольку их актерская жизнь проходит, вроде бы, на глазах. Но в очередной раз приходишь на знакомый спектакль и вдруг поражаешься тому, как все изменилось и звучит иначе, чем два месяца назад. Поменялись эмоциональные акценты, возникли новые краски, родилась иная пластика, наполнился неожиданным содержанием старый текст. А значит, сработал закон количества, переходящего в качество. Тут, конечно, впору растеряться: как, откуда что взялось? А память услужливо подбрасывает обрывки споров и разговоров, бесконечные часы труда, мучительный поиск точного “по ноте и накалу” выражения музыкального или актерского замысла, изнуряющие ночные (после спектаклей) перезаписи и сведения в студиях. Когда жизнь становится беспрерывным творчеством, когда “веками и километрами уже не исчисляется пространство”…

В этом артисте есть все составляющие, необходимые для истинного успеха: талант, внутренний аристократизм, тонкое чувство прекрасного, ощущение времени, знание меры. А он все время себе придумывает головную боль: что-то пишет, сочиняет, напевает, подбирает на гитаре. Волнуется, нервничает, раздражается, расстраивается. Творит, одним словом. С годами я начала понимать, что он вообще трудоголик – этот Карташев. Для него очень важна реакция зрительного зала, важно ощущение, что сумел достучаться, напитать зал любовью, гармонией, мыслью. Песни у него самые разные – кроме циклов офицерского и городского романса, в которых звучит боль и гордость за Россию, – и гимны, и шутки, и молитвы, и завораживающие по красоте музыкальные композиции на стихи Сергея Есенина, Игоря Северянина, Бориса Пастернака, Франсуа Вийона

Десять лет назад я увидела Игоря в эпизодической роли военного в спектакле Евгения Симонова по пьесе Эрдмана “Самоубийца”. Огромный темперамент, накапливающаяся и скрываемая до поры энергия прорвалась в нужном месте и в нужное время – все это уже тогда привлекло к нему внимание зрителей. Казалось, артист вот-вот вскочит на стол и, опрокидывая посуду, пройдется по нему, отбивая забойный ритм – столь неожиданно и эмоционально “взрывал” зал его короткий монолог.

Постепенно, наблюдая его на концертах, я увидела, что Игорь обладает бесценным свойством – способностью подолгу готовить свой организм к дерзанию, незаметно повышать “температуру” зала, а затем, с помощью одного тонкого штриха, ноты, изящного голосового пассажа, вдруг вырываться в какие-то немыслимые космические высоты и увлекать за собою нас. Наверное, этому его и учил руководитель курса Евгений Рубенович Симонов, когда говорил: “Артист должен включить в себе люстру и работать надзвездно”.

Рассказывает народный артист СССР Юрий ЯКОВЛЕВ:

– Я считаю Игоря очень своеобразным и талантливым человеком. Видел его замечательную работу в “Павле I”, где Карташев сыграл умного и расчетливого графа Фон дер Палена – вдохновителя заговора, повлекшего смерть императора. Игорь был очень органичен и убедителен. Я думаю, что зрителям запомнились и другие его роли. Он играл Даниила Московского и Нового Русского в “Реинкарнации по-московски”, играл главную роль в спектакле “На всю катушку!”. О Карташеве никак нельзя сказать, что он – актер одной роли. Мы работали вместе в постановке “Деревья, вырванные с корнем” по пьесе греческого драматурга Алекоса Лидорикиса. Театр со спектаклем гастролировал в Афинах, в Патре, в Волосе. Для меня артист – это прежде всего партнер. В Карташеве главное то, что он – партнер. Все видит и слышит на площадке. Я считаю, что Игорь вполне имеет право на звание заслуженного артиста, достоин его. Я очень рад за него.

Бытует мнение, что если человек талантлив, то это – во всем. Игорь родился в далекой Алма-Ате в семье, где превыше всего ценилась музыка. Бабка и дед всю жизнь пели на оперной сцене. Мама преподавала в консерватории. В доме звучали классические произведения и классические тексты. В детстве его не покидало ощущение, что родился в XIX веке. Вся семья дома ходила в длинных халатах, носили пенсне, по вечерам собирались за большим круглым столом под абажуром, играли в лото. В семье будущему артисту привили изысканный музыкальный вкус и любовь к хорошей поэзии. Он, например, трепетно относится к творчеству поэтов Серебряного века. Я была свидетелем, как на гастролях в чужом городе он прежде всего отправлялся в местные книжные магазины. Из поездок привозит друзьям подарки – книги. Не забывает заглянуть и в антикварные лавки – это его хобби. Как художника, его всегда привлекает все изящное, утонченное, красивое.

Первое образование, которое он получил, было именно художественное. Карташев закончил художественное училище и летом, уезжая с семьей на отдых, берет вместе с чемоданом, забитым детскими вещами, – у него растут дочь и сын – мольберт с красками и гитару. А осенью на стенах московской квартиры, что рядом с Елоховской церковью, появятся работы с изображением казахской степи, утопающей в красных тюльпанах, или городской пейзаж, где “базары стонут от яблок и роз”. Впрочем, может, эти летние впечатления перейдут не на полотно, а станут еще одной темой песни. Например, о любимом городе. Кстати, его песню об Алма-Ате крутят в самолетах, совершающих рейс в бывшую столицу Казахстана.

Рассказывает Юрий ЯКОВЛЕВ:

– У Карташева – замечательные вокальные данные, прекрасный голос. Я очень люблю его сольные концерты. Он может держать аудиторию довольно долго – в течение полутора часов. Артист написал музыку к одному из лучших спектаклей театра “Блудный сын”, где сам сыграл главную роль – Франсуа Вийона.

Роль Вийона была для Игоря своеобразным духовным прорывом. Дело в том, что Евгений Рубенович Симонов, основатель и режиссер театра, не видел его в этой роли, считая, что Вийон должен быть неказистым, маленького роста и некрасивым. Игорь, все время игравший героев, мало подходил для воплощения замысла режиссера. Симонов не успел поставить спектакль при жизни. И тогда Карташев взял на себя большую ответственность – пойти против воли Мастера. Он настоял и сыграл роль Франсуа так, как чувствовал сам. Сегодня “Блудный сын” – один из самых посещаемых и любимых зрителями спектаклей.

В жизни Карташева было несколько опытов съемок в кино. Роль Кюхельбекера – лицейского друга Пушкина. Роль офицера Соколова, расследовавшего убийство царской семьи, прошедшего пешком почти всю Россию в попытке выяснить обстоятельства злодеяния. Роль Птолемея – сподвижника и друга Александра Македонского.

Рассказывает Геннадий ЛАМКОВ, один из руководителей конной группы “Донские казаки-каскадеры”:

– Для меня работа с Игорем была хорошим примером того, как артисты могут мобилизовывать свой нервный потенциал и организм в критические минуты. Я помню, как на съемках в Крыму мы готовили группу к конным проскокам. Многие впервые сели на лошадей, боялись ездить даже шагом. У Игоря почти не было тренировок. В детстве он перенес травму и сложную операцию. Но вот что значит артист! При команде: “Камера, мотор!” он неожиданно пришпорил коня и понесся, обгоняя всю команду и Македонского в том числе. Даже на камеру успел стрельнуть глазом. Хотя до этого даже рысью не ездил, не то что галопом. Правда, потом, смеясь, оправдывал свою прыть испугом и тем, что останавливать коня пока не умел, и получилось это только с помощью каскадеров, которые перехватили артистов с противоположной стороны площадки.

Рассказывает Валерий ЯРЕМЕНКО, актер Театра им. Моссовета (исполнитель роли Иуды в рок-опере “Иисус Христос – суперзвезда”):

– Мы совсем недавно встретились с Игорем Карташевым в студии, где записали совместно альбом на стихи Марины Цветаевой и музыку Валерии Бесединой. Меня радует, что есть драматические актеры, которые владеют голосом как профессиональные певцы. Таких, как Карташев, можно сегодня по пальцам перечесть. Потрясает, что многие мои молодые коллеги выходят на сцену петь, совершенно не заботясь о том, обладают ли они тем тембром голоса и теми вокальными данными, которые дают право подходить к микрофону. Нельзя отсутствие профессионализма маскировать жанром “актерской песни”. Талант вокальный – он или есть, или его нет. Игорь удивительно скромен и одновременно талантлив по большому счету. Я поздравляю его со званием и хочу пожелать новой работы, в которой проявилось бы его актерское и вокальное дарование. Может быть, это будет новый мюзикл или музыкальный фильм.

Что ж, мы ждем в ближайшее время выхода артиста в новой для него роли в постановке “Козленок в молоке” и выпуска альбома и моноспектакля, посвященного памяти Сергея Есенина. Втайне надеемся, что это будет нечто…

Размышляет Елена КАМБУРОВА:

– Как было бы грустно, если Игорь Карташев (с его-то фактурой и голосом!) влился бы в общий поток вихляющихся, орущих, исполняющих бессмыслицу сегодняшних звезд эстрады. Слава Богу, стихи выбранные им для своих песен, продиктовали ему (и он это хорошо расслышал) ту самую манеру пения, то самое выражение глаз, при которых у зрителей иной раз мурашки по коже! Значит – настоящее! Мне же остается пожелать Игорю, чтобы его увидели, расслышали и полюбили те, кто еще не знаком с его песенным творчеством.

Елена КУРБАНОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Вурдалак – это любопытно
Время не властно
Александр Нечаев: Режьте ремни, тушите огни!
Продюсер Уильям Орбит…
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ НАУЧИЛИСЬ ОТКРЫВАТЬ НАМ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
ЗАМКИ ДЛЯ “НЕХОРОШИХ КВАРТИР”
Д’АРСИ РЭТЦКИ – НАРКОМАНКА
ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ
Московский парад александринцев
ПЕРВАЯ ВИДЕОКАССЕТА ГРАДСКОГО
У ОЛЕГА РОДИЛСЯ СЫН? ИЛИ ВНУК?
ПЕРВАЯ ВИДЕОКАССЕТА ГРАДСКОГО
СБЫЛАСЬ МЕЧТА ДИАНЫ ГУРЦКОЙ
Коротко
ТОМАС АНДЕРС СНОВА ЖЕНИТСЯ!
МАРТИНА ХОЧЕТ СПЕТЬ ДУЭТОМ
НАРКОМАНИЯ. ЧТО ЭТО – ПАГУБНАЯ ПРИВЫЧКА ИЛИ БОЛЕЗНЬ?
Уикенд
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ГИТАРЫ ХАВТАНА
ЛЮБОВНЫЕ ХИТЫ СТОЛЕТИЯ
«АРИЯ» ПОД СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР


««« »»»