Московский парад александринцев

Соперничество Петербурга и Москвы, тихое, но упорное, началось с тех самых времен, как провозгласил государь-император Петр Великий свое детище Питербурх столицей государства Российского. Ленин вернул Москве столичный статус, и Северная Пальмира, как именовали иностранцы творение Петра, покрасовавшееся Санкт-Петербургом, потом Петроградом, отошло на второй план, получив наименование Ленинграда. Однако же в сознании народа город оставался второй столицей страны, не уступая первой ни в науке, ни в культуре особенно. А уж по мужеству в Великой Отечественной войне превзошел все мыслимые испытания.

Не столь давно, вернув себе гордое имя Санкт-Петербург, северная столица словно воспряла духом и тихо-тихо стала давать уроки первопрестольной. В сфере искусства по крайней мере. Если посчитать только по количеству международных премий, завоеванных последние годы в области балета, музыкального театра, драмы, кинематографии, то число петербуржцев значительно превысит число москвичей. К примеру, на одну только “Золотую маску” – самую престижную театральную премию России – Питер ежегодно выставляет соискателей чуть ли не вдвое больше всех остальных вместе взятых. И по праву собирает богатую жатву. А что творится на спектаклях Мариинского театра, Балетной труппы Бориса Эйфмана, Большого драматического театра им. Георгия Товстоногова, Малого драматического под руководством Льва Додина, когда они редко-редко, но все же посещают Москву. Столпотворение! Обвал! Только жаль, что приезды эти зачастую случайны и единичны. Тем важнее представляются уроки, которые могли бы быть извлечены из недавних гастролей Петербургского Александринского театра, официально именуемого Российским государственным академическим театром драмы им. А.С.Пушкина, рожденного указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году.

Александринский театр (кстати, свое дореволюционное название коллектив вернул себе явочным, можно сказать, порядком, без всякого “референдума”, и от него сразу повеяло теплом и человечностью) на больших гастролях в Москве был в последний раз двадцать один год назад. Тогда его возглавлял Игорь Горбачев, актер замечательный, но с явно диктаторским норовом, превративший театр в оплот официоза и тем самым отвративший от него всю ту значительную часть как творческой интеллигенции, так и публики, не признававшей хождение строем. Театр стал хиреть, в его недрах началось брожение. К счастью, до раскола не дошло, но Горбачеву пришлось покинуть свой пост.

Два года назад уход из Театра на Малой Бронной главного режиссера Сергея Женовача вызвал бурю в московской театральной среде. “Общественность” обвиняла в этом уходе директора И.Когана и возмущалась, что “чиновник”, а не “художник” возглавляет театр. Так вот, во главе Александринки уже который год стоит “чиновник” Георгий Александрович Сащенко, замечательный директор, влюбленный в театральное искусство, посвятивший ему всю свою жизнь. При нем Александринский театр мощно пошел в гору и сегодня стоит на первом месте среди своих питерских коллег по ежевечерней почти 100-процентной заполняемости зала на тысячу с лишним мест. Заместителем директора по научно-литературной работе является профессор Александр Чепуров, осуществляющий руководство литературной частью и издательской деятельностью театра. Афишу составляет в основном классика: Д.Фонвизин, А.Пушкин, А.Н.Островский, Н.Гоголь, А.Чехов, Шекспир, К.Гольдони, Б.Шоу, Л.Пиранделло – всего более тридцати названий, осуществленных режиссерами самых разных художественных направлений и возрастов. Театр не боится предстать сугубо традиционным или дерзко авангардным. Форма может быть любой, если в ней обеспечена творческая свобода артисту, который здесь персона грата. И она действительно великолепна – актерская труппа Александринки. От самых молодых до старейших. Все работают на равных, в едином ансамбле, задействованы во всех спектаклях.

В Москву питерцы привезли семь лучших своих больших постановок и еще семь из репертуара Малых сцен, которых у театра три. Чтобы артистический парад был как можно более торжественным и полным.

О пушкинском “Борисе Годунове” в режиссуре Арсения Сагальчика, которым открылись гастроли, мне уже довелось писать в “Московской правде”, поэтому не буду повторяться. Историческую линию в репертуаре продолжила драма Фридриха Горенштейна “Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее”, поставленная Александром Галибиным. По сценической версии, предложенной театром, эту историю зачинают скоморохи, потешные, развлекающиеся разыгрыванием старинных народных песен, преданий, сказов и анекдотов о Петре Первом. Только очень скоро их забава перерастает в подлинную трагедию взаимоотношений могучего, властного, широко мыслящего Петра (Виктор Смирнов) и его трусливого, безвольного, беглого сына Алексея (Сергей Барковский). Совершенно замечательное сценографическое решение, раскрывающее своей зримой образностью идейную сущность спектакля, дал художник Эмиль Капелюш – огромный строящийся корабль, предназначенный к выходу на широкие морские просторы, главным работником на котором трудится сам государь Петр Алексеевич. В недрах этого корабля-государства – его трон и его рабочее место. И пыточная камера здесь же: к ребрам корабля привяжут пытаемых сподвижников царевича Алексея. А в финале медленно поплывет на зал остов корабля и на высоком постаменте, как памятник, возникнет фигура в ниспадающей пурпурной мантии. Обращаясь к столпившемуся у его подножия народу, Петр провозгласит рождение Российской империи вместо прежнего государства Московского.

Не только внешняя стать, но и мощнейшая внутренняя сила отличают этого Петра. Он азартен во всем, что бы ни делал, а уж в гневе просто страшен, особенно, когда сам приступает к допросу заговорщиков. При всей мрачности и трагизме сцена дознания по своей художественной силе – лучшая в спектакле.

Чеховские “Три сестры” – словно спектакль другого театра. Сугубый реализм во всем, никаких обобщений, до мельчайших деталей уютно обставленные комнаты дома сестер Прозоровых (художник Александр Дубровин), тончайшая вязь взаимоотношений героев, акварельная чистота в обрисовке характеров. Милый недотепа Вершинин (Игорь Волков), обо все спотыкающийся, все роняющий. Он и об Машу-то (Наталья Панина) споткнулся, да все равно не сумел бы удержать. Удивительно обаятельный, мягкий Тузенбах (Александр Баргман). И лицом приятный, наперекор укоренившейся традиции, согласно которой все Тузенбахи бывают невзрачные, мелковатые, малосимпатичные. Даже Кулыгин (Владимир Лисецкий), самим Чеховым явно осуждаемый, тут и выглядит, и ведет себя очень достойно. Постановщик Ростислав Горяев, чтобы у зрителей не возникало никаких сомнений по поводу отношений председателя управы Протопопова и Наташи (Елена Зимина), ввел этого господина в состав действующих лиц спектакля. У Владимира Миронова Протопопов получился очень похожим на “нового русского” и в этом, увы, весьма печальная и горькая правда. А вот с тем, что убитого на дуэли Тузенбаха офицеры по воле режиссера приносят в дом Прозоровых, как-то не хочется соглашаться. При лежащем на столе покойнике чеховские сестры уже не могли бы вести себя так, как им предписано авторским текстом. Нарушена гармония финала. В очень цельном, четко выстроенном спектакле малейшая неточность оборачивается фальшью.

Комедии А.Н.Островского “Свои люди сочтемся” режиссер-постановщик Владимир Голубь придал явно лубочный характер. Да вот незадача: мощный талант все того же В.Смирнова, играющего роль Самсона Силыча Большова, вконец разоренного и обобранного зятем Подхалюзиным (Сергей Паршин), никак не укладываясь в лубочные рамки, вырывается трагическим всплеском такой силы, что у зрителей слезы наворачиваются на глаза. Да и Николай Мартон в своем стряпчем Рисположенском до столь тончайших извилин душевных добирается, что не смешно, а жутковато становится за человека, способного так себя уничтожить.

Из зарубежной классики наряду с широко известными “Пигмалионом” Б.Шоу и “Хозяйкой гостиницы” К.Гольдони Александринка показала трагикомедию Л.Пиранделло “Колпак с бубенчиками” (в оригинале “Дурацкий колпак”), никогда ранее на русской сцене не шедшую (перевод с итальянского Т.Скуй). В постановке Владимира Воробьева пьеса-притча обрела фантасмагорический оттенок. Танцевально-пластические интермедии Пьеро и Коломбины (Константин Фильченков, Виктория Сушко), в которых главный герой Чампа (Н.Мартон) из жалкого мужа-рогоносца превращается во всесильного мага, очень красивы и многозначительны (балетмейстер Николай Реутов), ибо в финале именно ему, Чампе, как по волшебству, удастся переломить общественное мнение, отвести от себя дурную молву и безжалостно направить ее мутный поток на несчастную ревнивицу Беатриче Фиорика (Светлана Смирнова), объявив ее сумасшедшей. И ликует толпа, обретя беззащитную жертву, наслаждаясь видом ее мучений, и торжествует Чампа, может быть, впервые в жизни оказавшийся в центре всеобщего внимания.

Следует отметить, что блестяще показавшие себя в больших работах театра такие артисты, как Н.Мартон, В.Смирнов, И.Волков и ряд других, не менее интересно выступили в моноспектаклях “Прощай, Россия!” (В.Смирнов), “Веселенькое кладбище” (И.Волков), “Мне вас не жаль, года весны моей…”, спектакль-концерт с участием Н.Мартона, а Нина Ургант сыграла Елизавету Английскую в одноименной пьесе Ф.Брукнера.

Полные залы на всех спектаклях Александринского театра еще раз наглядно подтвердили важность и нужность возрождения системы гастролей, преданной забвению за последние полтора десятилетия. Всегдашняя отговорка – финансовые трудности. Но нашли же александринцы ресурсы, сумели договориться с коллегами из Малого, предоставившими им свою сцену, и очень убедительно показали, что если возглавляет театр настоящий хозяин, умный и рачительный, если у каждого есть интересная работа, если двери театра открыты всему новому и талантливому – успех обеспечен. До новых встреч, александринцы. Спасибо за уроки.

Наталия БАЛАШОВА.

Фото Людмилы НЕЛИНОВОЙ.

На снимках: сцены из спектаклей “Сказание о царе Петре…”, “Три сестры”, “Колпак с бубенчиками”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Время не властно
Как “Георгий” к лицу вам, поручик!
Александр Нечаев: Режьте ремни, тушите огни!
Продюсер Уильям Орбит…
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ НАУЧИЛИСЬ ОТКРЫВАТЬ НАМ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
ЗАМКИ ДЛЯ “НЕХОРОШИХ КВАРТИР”
Д’АРСИ РЭТЦКИ – НАРКОМАНКА
ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ
Вурдалак – это любопытно
ПЕРВАЯ ВИДЕОКАССЕТА ГРАДСКОГО
У ОЛЕГА РОДИЛСЯ СЫН? ИЛИ ВНУК?
ПЕРВАЯ ВИДЕОКАССЕТА ГРАДСКОГО
СБЫЛАСЬ МЕЧТА ДИАНЫ ГУРЦКОЙ
Коротко
ТОМАС АНДЕРС СНОВА ЖЕНИТСЯ!
МАРТИНА ХОЧЕТ СПЕТЬ ДУЭТОМ
НАРКОМАНИЯ. ЧТО ЭТО – ПАГУБНАЯ ПРИВЫЧКА ИЛИ БОЛЕЗНЬ?
Уикенд
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ГИТАРЫ ХАВТАНА
ЛЮБОВНЫЕ ХИТЫ СТОЛЕТИЯ
«АРИЯ» ПОД СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР


««« »»»