“Манера их игры так красочна и многообразна, что писать о них следует не сухой газетной прозой, а стихами”. Это – из рецензии одной из финских газет на выступление Квартета имени Бородина. Но все же признав, что я – не Лермонтов и не Пушкин и искусством сложения грандиозных стихотворных од и панегириков не владею, попробую, не вняв справедливому указанию-инструкции мудрых жителей Хельсинки, написать о Бородинском квартете в жанре газетной статьи. Благо, что повод для того, чтобы вспомнить о заслуженном коллективе, – весьма достойный.
В январе в Большом зале консерватории прошел мини-фестиваль, посвященный 55-летию со дня основания квартета. Еще 5 лет назад это уникальное творческое долголетие было отмечено российским представительством “Книги рекордов Гиннесса”. За более чем полвека своего пребывания в “высочайшей музыкальной лиге” “бородинцы” дали пять с лишним тысяч концертов во всех уголках мира. На сцене музыканты прожили долгие-долгие сутки, складывающиеся в года, став своего рода “гарантом высочайшего качества” российской исполнительской школы.
Мини-фестиваль, организованный силами Московской филармонии, “творческой боевой единицей” которой и является все эти годы квартет, состоял из трех концертов. Они сами собой выстроились в некоей драматургической последовательности.
В первый день фестиваля с юбилярами выступили их друзья-коллеги, с которыми не раз “коротали” свои сценические годы музыканты квартета: пианистка Элисо Вирсаладзе, Маквала Касрашвили (сопрано) и Григорий Ковалевский (контрабас). В переполненном зале можно было встретить домочадцев и друзей музыкантов, которые по окончании концерта с удовольствием, тепло и по-домашнему отметили начало фестиваля в одном из буфетов консерватории.
Семейно-дружественный концерт стал хорошим прологом к двум другим концертам фестиваля. Однако его кульминацией стало второе выступление квартета имени Бородина на сцене Большого зала консерватории. В этот день ранг Фестиваля перешагнул рамки просто музыкального события, окутанного приятным флером отношений, более близких, чем просто соседство, и органично и естественно приобрел контуры мероприятия государственного масштаба, потому что музыкантов квартета пришли поздравить не только их коллеги, среди которых были Юрий Башмет (альт) и приехавший из Нидерландов Стефан Метц (виолончель), но и и.о. президента России Владимир Путин. Он вручил юбилярам награды. Валентин Александрович Берлинский (виолончель), отмечающий свое 75-летие и играющий в квартете с 19 лет, получил орден “За заслуги перед Отечеством”, Рубен Агаронян (1-я скрипка) и Андрей Абраменков (2-я скрипка) удостоились орденов “Знак Почета” и, наконец, самый молодой участник квартета – альтист Игорь Найдин – получил медаль “За заслуги перед Отечеством” II степени.
Своим выступлением музыканты полностью оправдали столь высокие награды, доставшиеся им за долгие годы, отданные сцене и музыке. Замечателен был Второй квартет А.Бородина, ставший “изюминкой” коллектива. Также блестяще прозвучал секстет П.Чайковского “Воспоминание о Флоренции”, при исполнении которого к музыкантам квартета присоединились Юрий Башмет и Стефан Метц. Юрий Абрамович специально летел к этому концерту из Лондона, где накануне состоялось его выступление. Впрочем, короткий 40-минутный сон на качестве игры никак не сказался. Стефан Метц, также незадолго до этого прилетевший в Москву, поддержал вдохновенный порыв юбиляров и Башмета. Артистическая жизнь, насыщенная многочисленными разъездами и переездами, не позволила очно поприветствовать юбиляров Мстиславу Ростроповичу, Владимиру Спивакову, Евгению Светланову, доверившими свои теплые и искренние слова в адрес Квартета телеграммам.
Завершился же фестиваль полусемейным концертом: в Москву из Франции прилетела дочь Валентина Александровича Берлинского – Людмила. Закончился фестиваль, поразивший пристрастных столичных меломанов не только высочайшим классом исполнения, но и очень доброй и гармоничной атмосферой. Теперь, вспоминая эти концерты, непроизвольно начинаешь сравнивать их с хорошей 3-актной пьесой с четырьмя действующими лицами. Тысячу раз права венская газета “Фольксштимме”, так охарактеризовав искусство Бородинского квартета: “Четверо равных. Четверо разных. Четверо великих. Театр четырех актеров”.
Сергей СМИРНОВ.