“Кремлевский балет” не перестает удивлять своих поклонников и коллег. Отмечает нынче свое всего лишь десятилетие, а кажется, что существует уже давным-давно как театр зрелый, яркий, с особым творческим стилем. Достаточно вспомнить количество и качество премьер, прошедших за эти годы.
Юбилейные торжества открылись и вовсе “ударно”: зрителям подарили сразу три ярких события – творческий вечер ведущей балерины “Кремлевского балета” Светланы Романовой, в программу которого включены две премьеры.
“Балерина от Бога” – так можно охарактеризовать Светлану Романову. Здесь и внешние данные – изящество, красота, природная балеринская стать, и мастерство исполнения – чистота, скульптурная ясность как отдельных па, так и формы танца в целом, элегантность, стильность в подаче как классического репертуара, так и ультрасовременных номеров, и наконец – умение достойно, без ложной скромности и безрассудного самолюбования нести бремя славы прима-балерины.
Выпускница Московской академии хореографии по классу С.Головкиной, Романова в театре оттачивает свое мастерство под руководством Е.Максимовой. Она танцует почти во всех спектаклях труппы “Кремлевский балет”. За этой стандартной фразой скрыта кропотливая работа балерины над бережно сохраняемой в “Кремлевском балете” классикой, над современными ролями в постановках художественного руководителя театра А.Петрова.
Во время творческого вечера зрители увидели фрагмент третьего акта балета “Лебединое озеро”, “Танцы часов” из оперы “Джоконда” А.Понкьелли в постановке М.Петипа, “Элегию” Ж.Масне в постановке А.Петрова. Кроме того, во время рассказа С.Бэлзы о творчестве С.Романовой на киноэкране были показаны фрагменты из разных спектаклей с ее участием. Такая ретроспектива партий и ролей, если и не рисует цельный образ балерины, то дает информацию о работе – ее и всего театра в целом, напоминает поклонникам о любимых спектаклях. Романову, как видно, привлекают разнохарактерные хореографические образы, в которых есть развитие психологически тонких движений души персонажа. И тут не могу не заметить некоторой “обобщенности” образа Одиллии в исполненном фрагменте из “Лебединого озера”, а ведь конфликт Одетта – Одиллия – ведущий в балете Чайковского.
Партнером С.Романовой во всех показанных постановках (кроме “Танцев часов”, где выступил О.Корзенков) стал К.Матвеев, стремившийся не столько продемонстрировать свое мастерство, сколько помочь зрителям увидеть и оценить лучшие качества партнерши, “виновницы” творческого вечера.
Андрей Петров – руководитель, талантливо совместивший в своем творчестве мастерство хореографа, способного ставить современно воспринимаемые спектакли крупной формы, и опытного организатора. Создавая свой театр, он справедливо решил, что на огромной сцене Кремлевского Дворца должны осуществляться масштабные хореографические постановки, в основе которых – традиции русского классического балета. Однако как в собственном творчестве, так и в спектаклях приглашенных хореографов художественный руководитель театра не отгораживается от веяний современной практики.
Светлана Романова и Константин Матвеев, исполнив премьерную постановку французского хореографа Жана Кристоффа Блавьера “Doublе music” на музыку Лоу Харрисона и Джона Кейджа, доказали многим скептикам, что наши классические танцовщики способны освоить любой новый, непривычный пластический материал, жить в образном мире современной хореографии. Термин “современная” отнюдь не предполагает обязательного наличия крайностей авангардистской пластики – более важным представляется поиск художественных средств, способных отразить в танце пространственное восприятие нашего мира.
Признаюсь, что заявленная в программе премьера пятичастной “Фантастической симфонии” Г.Берлиоза в постановке А.Петрова вызывала сомнения в возможности реализации данного проекта: столь сложна идея воплощения на сцене программной симфонии, замысел которой раскрыл слушателям сам композитор.
Попытки балетной интерпретации этого сочинения были и ранее, но Петров, оттолкнувшись от замысла автора, создал свою оригинальную версию сюжета, свое видение взаимоотношений действующих лиц. Персонажи, коллизии, нюансы пластики и даже сценографическое решение Владимира Арефьева заставляют зрителей напряженно следить за судьбой героев, чьи характеристики многогранны, а иные персонажи вдруг получают неожиданную трактовку.
Любимая композиторами-романтиками тема любовного треугольника, где художник (поэт, актер, музыкант) выступает как ищущий смерти ревнивец, развивается от экспозиции основных образов в первом эпизоде, в показе их отношений в сцене на балу, в идиллическом поначалу эпизоде “В полях”, заканчивающемся убийством героини, до кульминации “Шествии на казнь”. Жуткая фантасмагория образов сближает происходящее на сцене с кинематографическим жанром триллера: казнь героя электротоком осуществляет убитая им возлюбленная. Шабаш нечистой силы воскрешает в памяти эпизоды “кладбищенских ужасов”.
Никакой “отсебятины”, идущей вразрез с замыслом композитора, в перечисленных сценах Петров не допускает: именно такой, до ужаса фантастический мир снов стремился воплотить в своей музыке Берлиоз. Хореограф, понимая, что средства выразительности, передающие “ужасное” в музыке XIX века, современными слушателями воспринимаются как обыденные, вынужден был искать в пластике и сценографии поддержку для реализации как своего, так и композиторского замысла. Лишь в одном он отошел от первоисточника: дал “happy end”, герой просыпается, все ужасы были во сне, его возлюбленная рядом.
А.Петров одержал очередную творческую победу, сумев выстроить на основе огромной симфонии цельный, яркий балетный спектакль, способный увлечь и оригинально решенным сюжетом, и танцевальным ходом развития действия, и возможностью блеснуть в танце исполнителям, – то есть всем тем, ради чего публика “идет в балет”.
Первый вечер празднования десятилетия “Кремлевского балета” прошел превосходно. Будем ждать новых юбилейных неожиданностей!
Елена КУРИЛЕНКО.
Фото Дмитрия МУХИНА.
На снимке: сцена из “Фантастической симфонии”.