НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ! ЧАК БЭРРИ ВЫСТУПИТ В МОСКВЕ!

Чак Бэрри (Chuck Berry)

Чтобы оценить роль Чака Бэрри в мировой истории популярной музыки, достаточно просто поставить на проигрыватель диск любой рок-группы, начиная с ранних 60-х и до наших дней! Темы его песен, остроумие и разнообразие текстов, уникальный и беззастенчиво копируемый гитарный стиль, манера пения – все это составляет грандиозный фундамент величественного здания рок-н-ролла. Он стал первым из плеяды знаменитых артистов, написавшим практически все песни своего репертуара. Его успех как исполнителя был сравнительно непродолжителен и не сумел уберечь его от судебной тяжбы, упрятавшей его за решетку в самый пик его славы. Чак отправился в тюрьму звездой (и возможно, жертвой несправедливости) и вышел через два года, к немалому своему удивлению, человеком-легендой…

Точная дата рождения “Отца рок-н-ролла” неизвестна, поскольку сам Чак называл и 15 января 1925 года, и 18 октября 1931-го. Вскоре после рождения Чарльза Эдварда Бэрри его семья переезжает в Сан-Луис, где он поет в церковных хорах, откладывая деньги на покупку подержанной гитары. Наибольший восторг тогда у него вызывают свинговый блюз Луиса Джордана и гитарная техника Ти-Бон Уолкера. В те далекие годы музыка была, по всей видимости, неглавным увлечением Чака, что привело его прямехонько в спецшколу для несовершеннолетних преступников за попытку ограбления.

Освобожденный в 1947 году, Бэрри вкалывает на автомобильном заводе, а затем решает стать парикмахером, в свободное время подрабатывая на танцах в составе “Чак Бэрри Комбо”. Наступивший 1955 год утвердил его в желании стать профессиональным музыкантом: вместе со своим пианистом Джонни Джонсоном он делает первую демо-запись и отправляется в Чикаго, где ухитряется отловить самого Мадди Уотерса. По рекомендации Уотерса, Чак Бэрри получает аудиенцию у главы звукозаписывающей компании “Чесс Рекордз” Леонарда Чесса. Одна из двух записанных композиций представляла типичный блюзовый номер “Wee Wee Hours”, но Чесс был поражен другой – скоростной, ритм-н-блюзовой “Ida Red”. Ничего подобного он раньше не слышал! Это действительно было что-то новое. Он настоял на нескольких изменениях, а знаменитый диск-жокей Алан Фрид подсказал новое название. Так появилась “Maybellene” и, ворвавшись на просторы радиоволн, прочно засела в американских ритм-н-блюзовых чартах аж на 9 недель. Несмотря на столь впечатляющий дебют, следующие синглы – “Too Much Monkey Business” и “Brown-Eyed Handsome Men” оказались еще круче! Толпы тинэйджеров вовсю раскупали пластинки с забойными мелодиями и юморными текстами о подружках, тачках, шмотках, танцульках, конфликтах с предками и школьных неурядицах.

“Roll Over Beethoven” попадает “всего лишь” в американскую “тридцатку”, в то время как автобиографичный боевик “Johnny B. Goode” закручивает настоящий вихрь в “Top 10”. “Джонни” становится классическим рок-н-ролльным стандартом, а песня 1958 года “Sweet Little Sixteen” и сейчас считается наиболее смачным портретом рок-фана всех времен и народов. Затем Бэрри выстреливает целой обоймой стопроцентных хитов, истинным бриллиантом среди которых по праву считается “Rock And Roll Music”. Качество песен Чака Бэрри было таково, что редкое появление на его альбомах “чужой” классики типа “Memphis Tennessee” воспринималось всеми как недоразумение!

Его концерты сравнивали с тайфуном! Он то передвигался по сцене странноватой “утиной походкой”, то носился по сцене, держа свой Gibson 335, как винтовку при штыковой атаке! Таким он предстает в документальном фильме о Ньюпортском джазовом фестивале 1959 года – “Летние деньки”. Несмотря на безумную популярность Бэрри, американский музыкальный истэблишмент сторонился Чака. Упорные слухи, обвиняющие Бэрри в похищении и изнасиловании несовершеннолетней, в 1959 году приводят его на скамью подсудимых. В тот раз обвинения были признаны “не имеющими юридической силы”, но на втором судебном процессе, в 1961 году, он был признан виновным и отправился в тюрьму на два года. Чак горячо протестовал против решения суда.

Когда он освободился в 1964 году, его семейная жизнь лежала в руинах, но его музыка продолжала жить! Рок-музыка сильно изменилась, но изменилась именно под его, Чака Бэрри, воздействием! Восходящие британские группы молотили именно его песни! Английский квартет THE BEATLES только в США продал более миллиона пластинок с песней “Roll Over Beethoven”, а другая группа, THE ROLLING STONES, выпустила свой первый сингл с его песней “Come On”, моментально ставшей хитом. Более того, Чак постоянно слышал СВОЮ гитару в музыке всех модных ансамблей!

Пораженный до глубины души, Чак Бэрри вновь с жаром принимается за работу, и новые композиции ничуть не уступают его же коронным номерам 50-х. “Nadine”, “No Particular Place To Go”, “You Never Can Tell” успешно покоряют музыкальный Олимп, хотя многие подозревают, что эти композиции были написаны еще до заключения. Так или иначе, вскоре песни Чака исчезают из хит-парадов, но в 1970 году он записывает сразу три, без преувеличения, выдающихся альбома “Back Home”, “San Francisco Dues” и “Bio” (с группой ELEPHANT’S MEMORY), первый из которых с песней “Tulane” и лучшим блюзом Бэрри “Have Mercy Judge”, вполне может быть назван одной из его лучших работ.

Чак Бэрри много гастролирует, играет главную роль в рок-фильме “Let The Good Times Roll” и в 1971 году, во время тура по Великобритании, записывает “живую” половину своего двойного альбома “London Sessions”. По иронии судьбы, песня с этого диска “My Ding A Ling”, бывшая в его репертуаре более 20 лет, становится “хитом №1” по обе стороны Атлантики. В конце 70-х Чак успешно снимается в фильме “American Hot Wax” и вскоре после этого снова обнаруживает себя за решеткой: ему присудили четыре месяца за неуплату налогов, – отсидел он, правда, лишь половину срока. В 1979 году он выпускает прекрасный альбом “Rock It”, но он остается практически незамеченным публикой, – на дворе царило “диско”.

В 80-х Чак Бэрри удостаивается немереного количества наград и почетных титулов и регулярно выступает на всех мало-мальски значимых джазовых и блюзовых фестивалях по всему миру, исполняя свои “вечнозеленые” стандарты (нельзя сказать, что публика ждет чего-то иного). В Лондоне он выступал на концертах в рамках специальной “Недели Чака Бэрри”, которые имели бешеный успех у британской рок-общины.

После альбома “Rock It” пластинки Чака Бэрри представляют собой различного рода сборники его лучших композиций, но, тем не менее все они имеют огромный успех у всех поколений меломанов, получающих истинное удовольствие от его потрясающих песен с прекрасными стихами, насыщенными яркими образами и неподражаемым юмором. Он никогда не воспринимал себя слишком серьезно, его музыка – музыка для отдыха, развлечения, кайфа! Несмотря на это, Чак Бэрри имеет устойчивую репутацию человека взрывного темперамента и крайне жесткого бизнесмена. Все гастрольные менеджеры мира знают, что Чак выступает только тогда, когда ему платят непременно до концерта.

И в настоящее время его выступления остаются наиболее восхитительным концертным зрелищем. Миллионы поклонников, родившихся уже после того, как он написал все свои лучшие песни, стремятся заполучить его автограф, знают наизусть все его творчество. Его знаменитые рок-н-роллы не только постоянно исполняются музыкантами всего мира, – многочисленные оригинальные композиции большинства рок-групп суть эхо творчества Чака Бэрри. И вот наконец знаменитый музыкант впервые выступит в Москве! И вновь зазвучит его бессмертная “Rock And Roll Music” и “заведет” зал с пол-оборота, как каких-нибудь 40 лет назад, и тысячи людей будут вовсю распевать “Гоу, Джонни, гоу!”, и наступит настоящий Праздник, который останется с нами навсегда!

Василий КОЗЛОВ.


Василий Козлов

Журналист, продюсер, режиссёр-постановщик концертных шоу-программ, поэт-песенник, член Союза Журналистов России и Международной Ассоциации Журналистов.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЭТО ВАМ НЕ “АЛИСА”
Дорогие мои! Сядьте поудобней, наберите воздуха в рот, на худой конец примите валерьянку. Речь пойдет об “Иванушках International”
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Привет, самая классная газета “МузОБОЗ”!
Александру Ефимовичу ВУЛЫХУ
Рецензии
ТРЕЗВОСТЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ В ТЯГОСТЬ
“ВМЕСТЕ” ПОКУСАЕМ КАРАНДАШ. ПОГУДИМ И ПОСМЕЕМСЯ
СПЛИН ПО – РУССКИ
МАЛЕЖИК ХОТЕЛ МОРДОБОЯ
ВОЗЛЮБИ ДЕТЕЙ И БОМЖЕЙ
АКИМ САЛБИЕВ: “ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ, ОН ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ”
МОСКОВСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО ДОСТОЙНО ОТПРАЗДНОВАЛО ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В КЛУБЕ “НЕ БЕЙ КОПЫТОМ”
“МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОВЕСТИ БЕЛКИНА” В “РОССИИ”
КОРЖАКОВ ПРИВЕЗ ТУЛЯКАМ ВИКУ ЦЫГАНОВУ И ДАЛ ПОХМЕЛИТЬСЯ
АВТОР “ОБОЗА” В НОВОЙ ИПОСТАСИ


««« »»»