Тайну поведали старые снимки

На втором этаже Центрального Дома актера им. А.А.Яблочкиной в его Камерном зале родился недавно новый, необычный по нашему времени спектакль. Называется “Однажды в России”. Автор пьесы известный актер и режиссер Сергей Десницкий. Играет в МХАТе им. Чехова. А года два назад задался целью создать в Чеховском музее-усадьбе Мелихово Мемориальный театр, где бы ставились и игрались все пьесы писателя и произведения, связанные с его именем. При поддержке и с участием властей города Чехова театр был создан. На первых порах сыграли там не только поставленного Десницким “Дядю Ваню”, но и оригинальную пьесу “Известный вам интриган”, написанную по строго документальным материалам директором музея-усадьбы Юрием Бычковым в соавторстве с Десницким, где главным героем был молодой Чехов. “Интригана” показали и в Москве, на Новой сцене МХАТа им. Чехова. Спектакль был замечен, прошел с успехом, имел хорошую прессу.

А тем временем родилась у Десницкого идея написать для своего Мемориального театра пьесу. Не связанную с именем Чехова, зато уходящую корнями в трагические и по сию пору остающиеся во многом неразгаданными годы сталинско-ежовско-бериевских репрессий. Отдельные человеческие судьбы, сломленные, перемолотые тоталитарным режимом. За отправную точку была взята гибель знаменитой в свое время киноактрисы Зои Федоровой, убитой в собственной квартире неизвестно как и кем. Предполагалось, что через годы смерть настигла ее за прежнюю любовную связь с американцем, от которого была у нее дочь.

Пьеса писалась около полутора лет. Когда же она была закончена, выяснилось, что ставить ее негде. Мемориальный Чеховский театр за отсутствием финансирования вынужден был прекратить (будем надеяться, что временно) свою деятельность. Спонсоров тоже ждать было неоткуда. Но свет, как известно, не без добрых людей. Если хорошенько поискать. На помощь Десницкому пришли друзья. Из-за океана.

Несколько лет назад на постановке пьесы Лэнфорда Уилсона “Причуды Терри” в Театре “У Никитских ворот” довелось Сергею Глебовичу, как актеру, встретиться с американским режиссером Джошуа Картером. Спектакль играли как в России, так и в США. Последовало приглашение поработать в Тринити колледже города Хартфорта. Установились хорошие и полезные связи. Они-то и помогли, когда Десницкий оказался сам себе продюсером без денег и театра. Тринити колледж дал грант на постановку, Джошуа Картер взял на себя режиссуру, а еще двое заокеанских друзей-актеров – американка Мэри Сьюзен Бреденберг и канадец Фредерик Отто Матерн – без гонораров, за одно удовольствие играть в новом спектакле приняли приглашение исполнить роли иностранцев, безвинных жертв разыгравшейся трагедии. Получился русско-американский проект.

В августе прошлого года пьесу репетировали в Сан-Франциско. Потом русские участники улетели домой, а Мэри и Фредерик остались за океаном учить свои роли на русском языке. Вновь слетелись в Москве, где окончательно отработали спектакль. Сцену Камерного зала предоставила безвозмездно директор Дома актера Маргарита Эскина. На широкую рекламу, афиши и программки денег уже не осталось. Но Москва слухами полнится. И Камерный зал переполнялся ежевечерне, когда там играли “Однажды в России”.

Пьесу С.Десницкого жанрово можно определить как остро драматический психологический детектив. Шесть ролей и все – главные. Выписаны четко, точно, без лишнего словоговорения. Постановка Картера в лучших традициях русского реалистического театра, в соответствии с ней декорации художника Петра Шмелева, музыка композитора Лидии Соколовой.

…Обставленная разнокалиберной мебелью комната – она же мастерская – художника Николая Калитина (С.Десницкий). По всему видно, что живется ему с дочерью-подростком Ольгой (Екатерина Королева) трудновато. Заработки случайные, большие деньги бывают только от продажи картин иностранцам, но и они быстро куда-то исчезают. Похоже, что именно в такой безденежный период в дверь мастерской позвонила американка Патриция Харрисон (М.-С. Бреденберг). Только почему-то, вовсе не интересуясь картинами Николая, она пристально оглядывает стены комнаты, пока не впивается взглядом в старую фотографию. И тут выясняется невероятное. Они брат и сестра – Николай и Пат. Дети одного отца, но разных матерей – русской и американки. Его мать, Нина (Елена Кондратова) – известнейшая еще с довоенных времен певица, красавица, умница, всегдашняя участница всех Кремлевских правительственных концертов, познакомилась на свое горе с американцем. Была любовь, Нина ждала ребенка, но Пита выслали из СССР, ее репрессировали, младенца отдали на воспитание в чужие руки. Когда Нина вернулась, Коля уже подрос, не испытав ни материнской, ни отцовской ласки. А спустя время Нину нашли убитой в собственной квартире. Улик не обнаружили, дело замяли. У себя в Америке Пит Харрисон (Ф.-О.Матерн), отец Николая, спустя много лет женился, родилась Пат. Сына Пит так никогда и не видел, а любовь к Нине жила в его сердце до конца жизни.

По крупицам, известным Николаю от матери, а Пат от отца, что-то домысливая, что-то угадывая, брат и сестра пытаются восстановить прекрасную и трагическую историю любви русской певицы и американского корреспондента, как бы вызывая из небытия ушедших. И тогда в ходе этого семейного расследования между Ниной и Питом встает зловещая фигура человека в сером плаще и грубых сапогах – бериевского заплечных дел мастера, гэбэшника, которому Нина была “обязана” и репрессией, и смертью (Вячеслав Невинный-младший).

Время действия спектакля равно времени прояснения Николаем и Пат обстоятельств драмы их родителей. Всего-то несколько часов пребывания американской гостьи в доме брата. А по сути – заново прожитые жизни каждого. На наших глазах по-современному раскованная Ольга из невоспитанной девчонки превращается в глубоко чувствующего, душевно тонкого взрослого человека. Преображается Николай, обретая в Пат такое родное, близкое существо, а Пат – семью, которой ей всегда не хватало. И все они трое, вместе, открывают для себя самых близких – отца, мать, бабушку, деда, которых, как оказалось, мало и плохо знали. А Нина и Пит, ими воскрешенные, предстают такими прекрасными и незащищенными в своей огромной, жертвенной любви. Свой крестный путь проходит и угрюмый человек в плаще, тупой исполнитель чужого приказа и страстно, до помрачения ума влюбленный в Нину, как выясняется к финалу. У Невинного-младшего почти бессловесная роль, зато красноречивее любого монолога рассказывают о его душевных метаниях между плотской страстью и необходимостью исполнить долг палача сутулая спина, тяжелый шаг, в землю упертый взгляд. Огромное, страшное орудие уничтожения. Не припомню ничего подобного среди всех сыгранных актером ролей на мхатовской сцене.

Публика смотрит спектакль, затаив дыхание, украдкой смахивает слезы. А по окончании буря аплодисментов, взволнованные слова благодарности.

Нельзя не раскрыть еще одной необычности этого спектакля. С Мэри Сьюзен Бреденберг Сергей Глебович Десницкий познакомился в 91-м году. Мэри страшно тянуло в Россию и, приехав к нам в 96-м, она полгода училась здесь, овладевала языком. Сейчас говорит по-русски свободно, с небольшим акцентом, что дало повод моей соседке на спектакле выразить свое восхищение талантом актрисы, так точно сыгравшей иностранку. И она была буквально повержена в шок, когда узнала, что перед ней настоящая американка. Фредерик Отто Матерн, с которым Десницкий знаком с 92-го года, тоже влюблен в Россию. Два года он проработал актером в труппе новосибирского театра “Глобус”, обрел там русскую жену. До конца февраля Мэри и Фредерик пробудут в Москве, участвуя 16, 18, 21, 28 и 29-го в спектакле. Потом улетят к себе, за океан. И судьба спектакля, так любовно сделанного, так трепетно играемого, повиснет в воздухе. Смогут ли Мэри и Фредерик снова прилететь сюда, сможет ли спектакль отправиться на гастроли в Америку – вопросы, вопросы, пока что безответные. Если бы знать, если бы знать… как говорит Ольга в чеховских “Трех сестрах”.

Наталия БАЛАШОВА.

Фото Виктора ВЕЛЕГЖАНИНА (ИТАР-ТАСС).

На снимке: сцена из спектакля.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Стигмата»
ОБНАРУЖЕНА НОВАЯ ПЕСНЯ БАДДИ ХОЛЛИ
ЦВЕТОК ПО ИМЕНИ ДИАНА
Коротко
Муза
GRAND FUNK RAILROAD: ПОЛЕТ ФЕНИКСА
НОВАЯ САГА О РАЗБОЙНИКАХ
Уикенд
СОБЕРЕМСЯ НА “ЧАЙФ”!
Чужие
БУТУСОВ СПЕЛСЯ С “ЛИЦЕДЕЯМИ”
Любовь – как высший дар приходит к человеку
Боб Дилан на днях закончил запись песни
ТАМОЖНЯ НЕ ДАЛА ДОБРО
ЛАЙЭМ ГЭЛЛАХЕР БОИТСЯ ОБЛЫСЕТЬ
ДЖОРДЖ ХАРРИСОН ВОЗРАЖАЕТ
POISON И СИ СИ ДЕВИЛЛЬ, НАВЕРНОЕ, РАССТАНУТСЯ
ДЖЕРРИ ЛИ ЛЬЮИС В БОЛЬНИЦЕ
ДЭЙВ ГРОЛ БЫЛ ПЬЯН
НАОМИ КЭМПБЕЛЛ УСТАЛА
МАРТИ ФРИДМАН УШЕЛ ИЗ MEGADETH
ФРЕД ДЕРСТ НЕ СТАЛ СЧАСТЛИВЫМ
МЕЛИССА ЭТЕРИДЖ РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ
ПЕСНЯ ОЗЗИ СТАЛА ГИМНОМ
Меньшов пожертвовал собой
СОТРУДНИЧЕСТВО НЕ СОСТОИТСЯ
Ворох признаний Пастернаку
ВИЗИТ ПАФФА ДЭДДИ В СУД
Геннадий Ялович: Бабушки в палатках меня узнают


««« »»»