ТЕЛЕФОН ДЛЯ ВСЕХ

У железнодорожников есть шанс возродить программу “Народный телефон”. Вполне возможно, что уже в этому году многие жители России обнаружат в своих почтовых ящиках приятные уведомления о снижении расценок за междугородные переговоры. Вернее, местные операторы связи АО “Электросвязь” предложат им выбор: пользоваться традиционной восьмеркой или набирать какие-то другие цифры, например, две восьмерки, обещая, что второй вариант будет значительно дешевле. Я думаю, нетрудно предположить после этого, сколько цифр наберут россияне.

Еще совсем недавно о такой перспективе нельзя было и мечтать, поскольку на огромных просторах России хозяйствовал один-единственный национальный оператор связи АО “Ростелеком”. А как известно, добиться у монополиста добровольного снижения тарифов практически нереально.

Теперь времена меняются. И очень стремительно. К примеру, уже вовсю функционирует волоконно-оптическая линия связи, которую железнодорожники проложили вдоль своих магистралей от Москвы до Новороссийска и Адлера. Событие это – неординарное: учитывая существующую цифровую линию связи между столицей и Санкт-Петербургом, Министерство путей сообщения уже в этому году соединит север и юг страны надежными каналами связи. И согласно разработанной “Концепции создания цифровой сети связи”, железнодорожники проложат вдоль стальных магистралей к концу следующего года более тридцати пяти тысяч километров волоконно-оптических линий, треть из которых уже функционирует. Фактически это будет самая крупная цифровая сеть в России.

Такие темпы развития средств связи позволят реанимировать уже давно забытую всеми программу “Народный телефон”. Например, специалисты Центральной станции связи МПС, пользуясь своей современной радиорелейной линией, решили помочь жителям Подмосковья в установке домашних и офисных телефонов. И предложили не только качественную телефонную связь, но и высокоскоростные каналы передачи данных. Первой ласточкой можно считать завершенный проект, по которому Ступинский металлургический комбинат получил пару десятков телефонных каналов и надежный выход в Интернет.

Правда, реанимация “Народного телефона” для отрасли – не самоцель. Несмотря на важность этой государственной задачи, железнодорожники все же в первую очередь решают те проблемы, что “ближе к телу”. Сейчас, например, чтобы выжить, не поднимая железнодорожные тарифы, им приходится искать резервы. Один из них – внедрение новых технологий управления перевозками. Так, если сократить время оборота вагонов на один день, то на всей сети их как бы высвободится около 50 тысяч. Представляете, какая будет экономия средств, если не закупать новый подвижной состав? Кроме того, информационные технологии позволят почти на треть уменьшить запасы материальных ценностей на дорогах. А на них нынче расходуется 34 миллиарда рублей ежегодно.

Всего же, по подсчетам специалистов, внедрение информатизации снизит себестоимость перевозок на 10 процентов. Но для этого нужны надежные цифровые каналы связи. Арендовать такие у “Ростелекома”, энергетиков или газовиков нельзя – они не проходят через железнодорожные станции России. Правда, собственный проект тоже недешев – 800 миллионов долларов. Но осилить его можно с помощью инвесторов, которых и решили привлечь “Народным телефоном”. По мнению Александра Мишарина, для нужд отрасли максимум хватит 15 – 20 процентов канальной емкости цифровой сети. А раз так, то сам Бог велел поделиться с населением.

То, что инвесторы уже поверили в реальность проекта, говорят хотя бы те 29 миллионов долларов, которые уже “работают” на цифровую сеть. И, думается, что после запуска первого участка их будет еще больше – “игра явно стоит свеч”. Ныне стоимость услуг междугородной и международной связи в России оценивается почти в 7 миллиардов долларов. Это “живые” деньги, которые крутятся в бизнесе связи. И если часть из них удастся “заполучить”, то затраты железнодорожников на информатизацию своей отрасли окупятся очень быстро.

Но это все цветочки по сравнению с мировым информационным рынком, который стремительно развивается и уже в этом году равен четырем триллионам долларов! Это же в восемь раз больше, чем автомобильный рынок во всем мире. А Россия занимает исключительное географическое положение – находится в середине треугольника Европа – Америка – Азия. И телекоммуникационные каналы, проходящие через нее, были бы самыми короткими в мире. Но пока наша страна сиротливо жмется у края информационного рынка, наблюдая, как активно действуют на нем соседи. И все эти баснословные триллионы долларов проходят мимо нас. Почему?

Ответ очевиден – из-за слабой технической оснащенности средств связи. Чтобы предложить миру качественные услуги по передаче информации, нам необходимо иметь сверхскоростные и надежные линии связи от западных границ государства до восточных. Существующая телефонная сеть общего пользования России, конечно, не в счет. Она создавалась более века назад и ее нынешнее аналоговое оборудование с медными кабелями не способно “переварить” тот огромный поток информации, которым оперируют современные системы информации. Для этого нужны волоконно-оптические линии связи, которые железнодорожная “Компания ТрансТелеКом” как раз и прокладывает вдоль стальных магистралей. Из них в России уже формируется “скелет” будущей “паутины”, которая сможет соединить между собой три континента.

А это означает, что в России проблем со связью станет гораздо меньше. И она, естественно, подешевеет. Местные связисты, например, давно уже мечтают получить альтернативные “Ростелекому” каналы связи, чтобы предложить нам с вами выбор для маневра. Им ведь важно установить как можно больше телефонов, и чтобы народ был поразговорчивее. К примеру, на действующем участке волоконно-оптической линии связи между Москвой и Адлером уже более 80 местных операторов связи заключили договоры с “Компанией ТрансТелеКом” и теперь предлагают там населению более дешевые услуги связи. Кстати, как помнит уважаемый читатель, совсем недавно аналогичная ситуация наблюдалась на рынке сотовой связи, когда борьба за клиента привела к значительному снижению тарифов.

Но сотовые телефоны – удел больших городов. А железнодорожники замахнулись на всю Россию и прокладывают цифровую сеть связи семимильными шагами. Следом за первым участком от столицы до Черного моря уже запускаются цифровые линии связи Москва – Нижний Новгород, Москва – Ярославль, Санкт-Петербург – Волховстрой, Московское Большое окружное кольцо. А к концу года планируется “присоединить” к европейской части России все населенные пункты вдоль БАМа и Транссиба – вплоть до Владивостока.

Однако эти темпы развития средств связи в России могли бы быть еще более впечатляющими, если бы не казусы в нашей законодательной базе. Взять, к примеру, налог на добавленную стоимость. Еще только приступили железнодорожники к грандиозной стройке, а НДС уже плати. Оборудование за рубежом закупили – резервируй такую же сумму в Центральном банке. Рабочие места создали – плати подоходные налоги и прочие отчисления.

Кстати, железнодорожники, надеясь на поддержку государства, рассчитывают вовсе не на финансовые вливания – при нынешнем бюджете это занятие абсолютно бесперспективное. Достаточно было бы новым депутатам Госдумы обратить свое внимание на социальную значимость реализуемого на стальных магистралях проекта и создать хоть какие-то льготные условия для привлечения к нему кредитов. Сумели же, например, железнодорожники самостоятельно договориться с таможенниками, чтобы все приобретаемое по импорту оборудование проходило под одним кодом! И сколько времени и нервов тем самым сэкономили друг другу. А ведь такая забота могла бы исходить и от государства, которое, между прочим, признает, что стальные магистрали России являются хребтом ее экономики.

Игорь ДУБРОВИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: POSTКОНЦЕРТ
ЧП в Кипрском гарнизоне
Творческое слияние
Не забудьте выключить телевизор
С НАМИ БОГ!
РОББИ “ПОХОРОНИЛ” НОЭЛА
ПЕРЕПИСКА ЭНГЕЛЬСА С КАУТСКИМ
СОБАКИ ЛАЮТ… “А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ”
НАРКОМАНИЯ ИЗЛЕЧИМА!
ВИДЕОАРХИВ ГРУППЫ “ДДТ”
Уикенд
ПРЕСНЯКОВ-МЛ. В КРУГУ ДРУЗЕЙ
СЕКСУАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ САЛТЫКОВОЙ


««« »»»