МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Ефим Шифрин выступал когда-то с такой историей: работяга, алкаш и сквернослов получил в наследство старинную обстановку. Пожив некоторое время в окружении элегантной мебели, картин и ваз, он вдруг заметил, как изменились речь, манеры и даже взгляды на жизнь у него и членов его семьи… Этот рассказ всегда вспоминается мне, когда думаю о современном дизайне, о его роли в нашей жизни, об отношениях человека с окружающим его “малым” миром.

Дизайн, конечно, родился не сегодня. Среди великих дизайнеров можно назвать строителей античных Афин, Леонардо да Винчи, Ватто. В России искусство дизайна расцвело в эпоху модерна. Особенно полно новый стиль выразил себя в Москве. Шехтель, Кекушев, Гельрих, Соловьев, многие другие прославленные творцы московского модерна стремились дать людям максимум практически полезного и в то же время одухотворить полезное прекрасным, насытить самые простые вещи и интерьеры красотой. В особняках, украсивших перед революцией старинные московские улицы, они создавали обстановку, призванную увести от скуки и прозы жизни, заставить забыть мелкие заботы во имя высокого и вечного. Интерьеры таких шедевров, как дома Рябушинского или Морозова волнуют и тревожат, радуют глаз, заставляя пристально вглядываться в их причудливый орнамент.

После семнадцатого года дизайн, разумеется, был сброшен с корабля современности и объявлен буржуазным искусством. Возрождаться он начал совсем недавно, поэтому наши дизайнеры, как правило, молоды, как и мой сегодняшний собеседник Михаил ПОНОМАРЕВ. В “послужном списке” этого талантливого человека программы ТВ “Театр+ТВ”, “До и после полуночи”, “Счастливый случай”, “Лотто миллион”, кабинеты “Автобанка” и банка “Олимпийский”, фирмы “Сэлдом” и “Стиплер”, ресторан “Сирена”, среди его частных клиентов Ирина Крутикова и Андрей Петров, Владимир Васильев и Анастасия Вертинская. Как вы понимаете, это лишь малая часть его работ – для примера.

– Миша, что такое для вас дизайн? Только ли “конструирование интерьеров”?

– Дизайн для меня – это прежде всего общение. Пожалуй, это мое жизненное кредо. Ведь приступая к той или иной работе, мне необходимо узнать вкусы и привычки своих клиентов, понять их стремления и создать интерьер для них точно так же, как кутюрье создает имидж в одежде. Человек и среда, его окружающая, одинаково влияют друг на друга. Дизайнер должен быть и архитектором, и художником, и психологом, обладать хорошим вкусом и умением убеждать, становиться другом своих заказчиков.

– В этом вам помогает журналистский опыт?

– Очень. Но я получил еще и неплохое среднетехническое – архитектурно-конструкторское образование. Мать моя была связана с архитектурой, а отец всю жизнь занимался живописью. Я рос в атмосфере искусства. Дома у нас было много старинных вещей, картин. Специального дизайнерского образования у меня нет. Единственным своим учителем, вернее учительницей, в этой области я считаю Ирэн Андрееву.

– Зачем люди вообще обращаются к дизайнерам? Многие обладают хорошим вкусом и знают, куда что поставить.

– Зачем обращаются к профессионалам? В принципе есть немало людей, вполне удачно занимающихся самолечением, но к врачу пойти все же лучше, а? Я понял – ваш вопрос с подвохом. Но отвечу серьезно, потому что к любимому делу несерьезно относиться просто не могу. Интерьер – это неделимое единство пространства, драпировок, мебели, светильников, цветов, картин, предметов искусства, книг, которое приносит человеку душевный покой, комфорт, уют. Неважно, частная это квартира, особняк, офис, ресторан – везде человек должен чувствовать себя свободно. Может быть, в частном доме это происходит само собой, но для больших пространств необходим взгляд профессионала.

– С кем вы любите работать?

– С творческими личностями. Они требуют неординарного интерьера, соответствующего их индивидуальности, их искусству. Чрезвычайно приятно вспомнить, как воссоздавал я интерьер студии Владимира Молчанова после долгого перерыва его замечательной программы “До и после полуночи”. Когда он сказал: “Наконец-то я чувствую, что все вернулось!”, я был просто счастлив. Я был дизайнером тысячного концерта Владимира Спивакова. Удовольствием было общаться с Анастасией Вертинской. У большинства же людей, с которыми приходится работать, вкус очень неразвит. Это моя боль. Что ни говори, а дизайнер – профессия зависимая. Заказчик обычно хочет получить то, “что он хочет”, не понимая, что “это” безвкусно, вульгарно. К сожалению, большие деньги сейчас сосредоточены в руках отнюдь не элиты в лучшем смысле слова. Многие думают, что деньги решают все, не понимая, что даже самый богатый особняк не превратится моментально в родовое гнездо, а “новые русские” почему-то все хотят “как у графьев” или, в крайнем случае, как в мексиканских “мылках”. Я стараюсь быть дипломатом, корректировать желания заказчиков. К счастью, в последнее время замечаю, что интерес и уважение к профессии дизайнера растет, к нему все более прислушиваются.

– Так что же, дизайн – игрушка для богатых?

– Опять подвох? Да, услуги профессионального дизайнера недешевы и у нас, и во всем мире. Но помните, что говорила знаменитая Коко Шанель: “Роскошь не имеет ничего общего с богатством”. Никакого значения не имеет, однокомнатная у вас квартира или особняк в тысячу квадратных метров. Чтобы не быть голословным, могу рассказать, какой прекрасный дизайн в маленькой квартирке молодой московской художницы Александры Вертинской. Она все сделала сама, и дело не в том, что она художница, у многих художников ничего подобного в домах нет и близко. Ваш дом станет неповторимым, если вы хотя бы поэкспериментируете со шторами, лампами и цветами. Дом – твоя оболочка. Он должен быть таким, чтобы не требовал от тебя притворства, в своем доме нужно растворяться, поэтому у каждого “крепость” – своя. В Европе сейчас мода “на старину”. Многие фирмы выпускают дорогую стилизованную мебель и предметы интерьеров былых веков. В Италии дизайнеры любят сочетать, скажем, старинную люстру венецианского стекла и суперсовременную мебель. У нас же царит пока стиль “мыльных опер” – огромные арабские спальни, бары, диваны. Русский же национальный интерьер всегда был многодельным, со множеством разных “штучек” по стенам. Пример русского стиля – “Архангельское”.

– Получается, что работать с выгодными клиентами не очень-то приятно? Приходится опускаться из мира театра, от все понимающих артистов и художников к нуворишам?

– Для дизайнера не может быть “верха” и “низа” в его работе. Да, кто-то твой единомышленник, кто-то говорит на другом языке. Но необходимо учить людей “языку хорошего вкуса”, просвещать их.

– Это возможно?

– Почему бы нет? Разумеется, к каждому человеку дизайнера не приставишь, но множество журналов, ТВ, радио нацелены на развитие у людей художественного вкуса. Даже если дизайнер имеет дело только с элитой, он закладывает новые, более высокие стандарты массовой культуры. На этом, кстати, основывается и фирменный стиль банков, магазинов, офисов. Работая в по-настоящему хороших интерьерах, просто бывая в них, люди поневоле перенимают что-то и для себя лично. Дизайн как воздух просачивается в дома и души людей.

Татьяна БАСОВА.

Фото Владимира КЛАВИО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧТО СКРЫВАЕТ ИВАН ДЕМИДОВ
ОТАР КУШАНАШВИЛИ
ЦАРИЦЫНО. МАРТИНИ. ЛАПИДУС
“УТОПИЯ” – МИР НЕРЕАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
СЛУХИ О СМЕРТИ ЛИНДЫ ОКАЗАЛИСЬ ПРЕУВЕЛИЧЕННЫМИ
WELLA ПОСТАВИЛА НА ЗВЕРЕВА И РОССИЙСКИХ ЦИРЮЛЬНИКОВ. И ПОБЕДИЛА!
ДВА СЛОВА ПРО ВИДНОГО БОРЦА С ТОТАЛЬНОЙ НЕРЯШЛИВОСТЬЮ
О ДЕДУШКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ЧИТАТЬ, НО НЕ УМЕЕТ ПИСАТЬ
“НУ, А ЕСЛИ СТРУНА ОБОРВЕТСЯ…”
ТАМ, ГДЕ БЫЛА НАПИСАНА “ЧАЙКА”
ОБЕД НА ПОДЛОДКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
НАТАЛИ БОЛЬШЕ НЕ ПОЕТ “ЗАПРЕЩЕННЫЕ” ПЕСНИ
DEEP PURPLE – “LIVE AT THE OLYMPIA ‘96”


««« »»»