“СОЛНЦЕВОРОТ” – ЭТО НЕ АЛЬБОМ. ЭТО БОМБА

“Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял.

Что смог дорисовать рога.

Что смог дорисовать рога он на моей иконе”.

А.Башлачев, “Случай в Сибири”.

Вполне возможно, что подобные эмоции может испытывать Кинчев, едва ли не обвиненный “Нашим Радио” в пропаганде фашизма в связи с использованием в оформлении альбома “Солнцеворот” летящего креста – символа снискания Святого Духа. “Пел” в данном случае следует понимать, как “пытался объяснить”. Причем – совершенно очевидные вещи.

Джингл, так и не вышедший на “Нашем Радио”, отказавшем группе “Алиса” в информационной поддержке альбома “Солнцеворот”, содержал в себе следующий слоган: “Это не альбом – это бомба!” Так оно и оказалось.

Как известно, 25 февраля 2000 года состоялся релиз нового альбома группы “Алиса” “Солнцеворот”. Примечательно, что единственная радиостанция, идеологически позиционирующая себя как rock-station, отказала “Алисе” в информационной поддержке. Речь идет о “Нашем Радио”, по разным причинам обходящемся в своем эфире без новых песен “Мумий Тролля” и теперь еще и “Алисы”.

Хочется спросить: неужели “Наше Радио” считает аудиторию этих групп столь малочисленной, что безбоязненно исключает ее из своей target group? О продажах нового альбома “Алисы” сегодня, когда не прошло и недели с момента релиза, говорить преждевременно, но вот число продаж нового альбома “Мумий Тролля” через месяц после релиза приближается к рекордным.

На этом фоне приходится признать, что, мотивируя возможность размещения в эфире только одной песни из альбома “Солнцеворот” (песни из “Точно Ртуть Алоэ” “Наше Радио”, по моим наблюдениям, вообще не крутит) требованиями поддерживать рейтинг, руководство станции противоречит само себе. Складывается впечатление, что тут замешано “что-то личное”. Что-то личное, носящее характер общественного. Кажется, именно со стороны “Нашего Радио” на пресс-конференции, посвященной “Солнцевороту”, прозвучал вопрос: не боится ли Кинчев, что в отсутствии радиоподдержки альбом пройдет незамеченным.

Похвальная смелость самооценки! Отчего бы музыкальной станции не заняться вершением судеб музыкантов? В особенности таких, как Лагутенко или Кинчев. “О, Третий Рим!”

За что же, за что “Наше Радио” лишило “Солнцеворот” своего логотипа? Процитируем несколько строчек из интервью генерального продюсера “Нашего Радио” Михаила Козырева одной из газет:

“Костя говорит, что знак солнцеворота, то есть левосторонняя свастика, является символом снискания Святого Духа и очищения в результате этих поисков. Я опасаюсь, что его комментарий и объяснения не будут услышаны, и люди, проходящие мимо полок в музыкальных магазинах, просто увидят на этом альбоме ряды свастик. Смысл знака на вкладке к альбому не прописан. Захотят ли фанаты задуматься, попытаются ли понять отличия левостороннего солнцеворота от знака, который в сознании многих означает нацистскую эмблему? Мне кажется, что в оформлении альбома пересечена определенная нравственная граница, и мы сообща решили, что не хотим размещать знак “Нашего Радио” на этой обложке”.

Фанаты, кстати, уже задумались и даже пришли в некоторое смущение (см. открытую переписку на сайте “Алисы”), размышляя над вопросом, с чего бы вдруг их фактически обвинили в идиотизме – ибо действительно, только не отличая Божий дар от яичницы, можно принять “знак солнцеворота” за “нацистскую эмблему”.

Позволим себе еще один немаловажный комментарий. В процессе переговоров с Михаилом Козыревым Кинчев предложил снабдить компакт стикером (наклейкой на обложке) с цитатой из песни “Тоталитарный рэп” – “Я – антифашист”. “Наше Радио” отказалось. Почему – вопрос остается открытым.

“Пересечена определенная нравственная граница” – формулировка, примененная Михаилом Козыревым (хочется пристать – а какая, какая граница?), демонстрирует его кредо – политкорректность, политкорректность и еще раз политкорректность! “Мы будем политкорректны везде, где сможем заметить, что не пересекли какую-либо нравственную границу”, – как бы говорит “Наше Радио” и, несмотря на отказ в информационной поддержке “Солнцеворота”, размещает в эфире песню “Рождество”. Публика рукоплещет, в “Чартовой дюжине” Михаил Козырев лихо комментирует песню – “Рождество по-алисомански”!

Меж тем упоминание великого христианского праздника – Рождества Христова – в ироничном обороте, напоминающем название блюда, звучит кощунством и оскорбляет чувства верующих. Впрочем, полагаю, что православные – да и вообще христиане – не являются основой target group “Нашего Радио”.

Голос Кинчева делается усталым, когда его спрашивают про свастики. “А вы объясняете, что вы имели в виду?”, – спрашивает корреспондент “Скандалов недели?” “Объясняю и объясняю, объясняю и объясняю”, – отвечает Кинчев и разводит руками. Во всех интервью, лично Михаилу Козыреву и, естественно, в пресс-релизе.

“В свете Христова учения свастика выступает как символ действующего посредством огня и ветра Святого Духа, о котором в Писании говорится: “И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами вовек, Дух Истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его; вы же знаете Его, яко в вас прибывает и в вас будет” (Ин.14:16-17).

Если интерпретировать свастику в контексте христианских богословских понятий, то правосторонняя свастика должна считаться знаком исхождения Святого Духа, а левосторонняя – Его собирания.

“Идет к югу и обходит к северу, обходит окрест: идет Дух, и на круги своя обращается Дух” (Екклезиаст 1:6).

В сюжете программы “Скандалы недели” Михаил Козырев, показывая на компакт “Алисы”, говорит: “Ты меня вот с этим рядом не снимай!” и едва ли не отпрыгивает в сторону, как черт от ладана. Как справедливо заметил Петр Толстой, заместитель главного редактора телекомпании ВИД и ведущий программы “Скандалы недели”, в последнее время наша интеллигенция стала пуглива и малообразованна.

Например, программный директор “Нашего Радио” Филипп Галкин говорит в интервью газете “Коммерсантъ” (№33, 26.02.2000): “Вообще, свастика, конечно, древний символ, но в фильме Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм” все, по-моему, объясняется. А если ты не умеешь чинить автомобиль, лучше не лезть под капот”.

Что касаемо абсолютно внезапного автомобиля, я уже имела честь посредством печатного слова советовать “Нашему Радио” быть поаккуратней с устным творчеством и не придумывать пословиц и поговорок, а умело пользоваться имеющимися. Как то: в свете всего вышеизложенного рекомендую сотрудникам станции каждое интервью, посвященное альбому “Солнцеворот”, начинать словами: “Пошла бабка на речку, взяла с собой мочало. Эх, песня хороша – начинай сначала!”

Вообще, с точки зрения “Нашего Радио”, “Солнцеворот” не форматен в принципе. Это касается и звучания, и содержания – и то, и другое с позиции граждан, занимающихся радиобизнесом и формирующих эфир в соответствии с понятиями о рейтинге и комфорте слушателя, звучит слишком жестко и резко.

Такого рода претензия со стороны rock-station выглядит довольно комично, но суть, собственно говоря, совсем не в этом. И совсем не в том, что группа “Ария”, которую можно обвинить в чем угодно, только не в “комфортности” саунда, тем не менее звучит в эфире того же “Нашего Радио” (повезло, что называется – “Жанна из тех королев”!)

Дело в том, что программные директора столичных станций находят возможным пенять артистам на то, что при записи альбомов не учитывается радиоформат. Предложение, с одной стороны, даже естественное – в мировой практике шоу-бизнеса принято издавать синглы, рассчитанные на радиоформат и соответствующую ротацию. Однако тут речь не о синглах, о которых в силу специфики местного рынка речь в принципе идет очень редко, а как раз-таки об альбоме. И тут приходится впасть в банальность и сказать такую речь: группа “Алиса” не занимается коммерческой музыкой, сохраняя, несмотря на “громкость” своего имени, статус независимой группы – именно в силу того обстоятельства, что, записывая тот или иной альбом, думает не о количестве продаж, а совсем о других вещах. Как раз и составляющими содержание альбома, благодаря которому Солнцеворот” является программным. (Потому, что знак солнцеворота… а, впрочем, не процитировать ли нам опять пресс-релиз и Филиппа Галкина до кучи? – думаю я.)

В сущности, предложение корректировать запись альбома соответственно требованиям радиоформата является “мягким” предложением ввести самоцензуру. И чем оно в данном случае отличается от необходимости в советские времена “литовать” тексты или приводить, скажем, кинопроизведения в соответствие с представлениями о культуре министерских чиновников одноименного ведомства? В советские времена единственный (поскольку монопольный) “рекорд-мейджор”, фирма грамзаписи “Мелодия” отказывалась печатать альбом “Алисы” “БлокАда” – с точки зрения чиновников, его обложка являлась пропагандой фашизма.

Но и сегодня альбом “Алисы” издается вовсе не компанией “Реал”, единственным в России мейджором (состоящей, к слову, в “родственных” отношениях с “Нашим Радио”). “Солнцеворот” издан на маленьком лейбле, имеющем статус независимой фирмы грамзаписи – компании CD-land. К слову, директор компании Юрий Цейтлин был глубоко и немало озадачен историей вокруг обложки одного из своих релизов и долго ее разглядывал, узнав о реакции “Нашего Радио”.

На пресс-конференции, посвященной выходу “Солнцеворота”, Кинчева спросили, что он думает о Мерлине Мэнсоне и Ла Вэе (одиозная фигура, создатель собственной – “карнавальной” – модификации сатанизма). Ответ был более чем неожиданным. Кинчев сказал, что его счастье, что он родился в России и пришел к православию. Родись он в Америке, с ее лицемерным христианством, его дорога вела бы туда же, куда и Мэнсона, – к сатанизму. Не полагаясь на образованность нашей интеллигенции, процитируем Мэнсона:

“Когда полтора года спустя, во время нашего турне “Антихрист”, я вновь повстречался с Ла Вэем, нам надо было о многом поговорить. Я уже повидал противостоящих мне врагов. Они были способны не только прекращать гастроли и предъявлять необоснованные требования на концертах, но и без всякой причины отбирать то, что мы с Ла Вэем отстаивали, – личную свободу. Подобно Ла Вэю, я обнаружил, ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ТЫ ПРОИЗНОСИШЬ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЛЮДЕЙ ЗАДУМАТЬСЯ. ЛЮДИ ПУГАЮТСЯ И НЕЙТРАЛИЗУЮТ ТВОИ ИДЕИ, ПРИКЛЕИВАЯ ТЕБЕ ЯРЛЫК, НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, – ЯРЛЫК ФАШИСТА, ДЬЯВОЛОПОКЛОННИКА ИЛИ СТОРОННИКА ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ”.

Мерлин Мэнсон, “Долгая дорога из ада. (Автобиография)”.

Понятно, что в итоге все будет хорошо. Что Кинчеву, который отнюдь “не червонец, чтобы нравиться всем”, вся эта история “по барабану”. Ни радио, ни телевидение, ни Книга рекордов Гиннесса не повлияют на судьбу альбома по той простой причине, что он уже есть и будет – и на тех пресловутых полках музыкальных магазинов, мимо которых пойдут бестолковые, с точки зрения чиновников “Нашего Радио”, “обыватели”, и вообще как факт культуры и проявление бытия.

Рецензировать альбом “Солнцеворот” я не берусь, поскольку не обладаю музыкальным образованием. Однако как простой обыватель и слушатель замечу, что мне радостно его слушать.

Мне радостно слышать: “А в небе сила – любовь! Божья воля – закон! Смертью смерти поправ, дышит вечность с икон. Да святится Имя твое на все просторы Руси! Мы Православные!” И вот это для меня – самое главное. А все остальное – уж как Бог управит.

Настя РАХЛИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Борис Васильев: Она никогда не красила губы
И свечи вспыхнули в ночи
Дочь Шаляпина
Лидия Абрамова: У меня такой характер…
Черный лебедь, или Храм любви
Впервые или никогда
НОЭЛ ОСКОРБИЛ РОББИ
ДВУХЧАСОВЫЙ “LITTLE RICHARD”
ВЫСТАВКА ВЕЩЕЙ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА
КАК КРЕЙН ВОЗВРАТИЛ ВСАДНИКУ БЕЗ ГОЛОВЫ ЕГО ЧЕРЕПУШКУ
ЛУЧШИЕ ПЕСНИ LED ZEPPELIN
РОССИЯНЕ БУДУТ ЗДОРОВЕЕ
ИСТОРИЯ ОДНОГО ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СТАНУТ ПРИВИВАТЬ БЕСПЛАТНО
МАРТОВСКИЕ ЗВЕЗДЫ
Коротко
В МОСКВЕ НАСТУПАЕТ…
МУЖЧИНЫ – ЖЕНЩИНАМ
Ах, эти страсти роковые!
Новости
СЕРИАЛ О ЛИНДЕ МАККАРТНИ
Уикенд
БУЛАВКА В НОС ЛАЙЭМУ ГЭЛЛАХЕРУ
ПЕСНЯ “СПЛИНА” В “БРАТЕ-2″


««« »»»