Стиль, в котором создан фильм Тима Бертона “Сонная лощина”, визуально напоминает ужастики 50 – 60-х. В качестве точки отсчета режиссер предложил своей команде ленты типа “Черное воскресенье” итальянца Марио Бавы, “Бал вампиров” Романа Поланского и фильмы ужасов английской киностудии “Хаммер”. Изысканная и тонкая стилизация фильмов ужасов вылилась у Бертона в романтическую, но страшную сказку с элементами фантастики.
Режиссеру удалось завлечь зрителя в мрачную “сонную” атмосферу маленького городка, в которой происходят необычные, поначалу настораживающие, а затем пугающие, необъяснимые события. Но поскольку установленные режиссером правила игры сугубо постмодернистские, зритель сначала напуган, а потом просто растоптан издевкой создателей над его собственными страхами. Самоирония доступна не каждому зрителю, но скрытый юмор Бертона иногда показывает зубы.
Нью-йоркский бургомистр, посылает в “командировку” (а на самом деле просто убирает с глаз долой) вконец доставшего его молодого констебля Айчебода Крейна (Джонни Депп), одержимого поисками новых методов расследования преступлений. Крейн отправляется в местечко под названием Сонная лощина, где произошла серия загадочных убийств, “во всеоружии” – с ним чемоданчик с различными приспособлениями собственного изготовления для выявления преступника. Местные жители уверены, что убийства совершаются “всадником без головы” (Кристофер Уокен). Крейн отвергает такого рода суеверия, но через некоторое время ему приходится встретиться с Неведомым с глазу на глаз. И тогда он начинает использовать дедуктивный метод в царстве мертвых. Попутно у героя зарождается роман с прекрасной и нежной Катриной (Кристина Риччи).
“Один из первых образов, пришедших мне в голову после начала работы над фильмом, – это персонаж, живущий “внутри” своей головы, противостоящий персонажу, головы вообще не имеющему. Я подумал, что это будет отличный символ”, – говорит режиссер Тим Бертон. В финале Крейн возвращает “всаднику без головы” его череп, тем самым успокаивая метущуюся душу. Не обошлось и без черной магии. Оказывается, мачеха Катрины вызывала “всадника” из могилы и заклинала на убийства в меркантильных интересах. Черной магии колдуньи противостоит белая магия Катрины, которая оберегает Крейна и помогает ему.
Фантастически завораживающий мир “Сонной лощины” создан в павильонах в Англии, всего для фильма сделано более 50 различных декораций. “Преобладание дизайнерских элементов в картине повлекло за собой то обстоятельство, что почти все должно было быть построено и изготовлено вручную, – говорит художник Рик Хейнрикс. – То, что получилось, это какой-то “стилизованный натурализм”. Комбинация настоящих материалов с рисованными задниками и очень старомодной техникой воспроизведения перспективы создает ощущение чего-то театрального и живописного”.